Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 8-ю по Пятидесятнице

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 8-ю по Пятидесятнице

Церковь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, г. Велиж, 26 июля 2015 г.

Во имя Отца, и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодняшнее Евангельское чтение (Мф., 14:22) посвящено чуду, которое совершил наш Господь перед учениками. Как мы слышали, только мужчин было пять тысяч. А сколько же Спасителя окружало женщин и детей! Перед этой многотысячной толпой Господь совершил чудо умножения хлебов.

Жизнь Спасителя в эти три с половиной года, когда Он совершал проповедь, прошел через распятие, смерть и воскрес, этот временной отрезок Его жизни был очень насыщен теми многими делами, которые Господь совершал. Как нам говорит евангелист, не хватило бы никакой книги, чтобы описать все чудеса, которые сотворил Господь. Описаны лишь главные из них. Эти события вошли в святое Четвероевангелие. А сколько не вошло, сколько помощи, исцелений получили от Господа люди, которые окружали Его все эти годы.

Но жизнь Спасителя была суровой. Он проводил эти дни, часы не в комфортабельных залах, как мы это себе представляем в отношении современных людей, и перемещался не в удобном автомобиле, и не использовал те средства связи, которыми владеем мы. Жизнь человечества была тогда совершенно иной. Можно было полагаться только на свои физические силы, на возможность передвижения пешком, но люди жаждали слышать Слово Божие. Не так, как у нас, когда в каждой церковной лавке можно купить Священное Писание, жития святых, пособия и книги, содержащие пастырские рекомендации. В древние времена всего этого не было. И в этих суровых условиях совершал свое служение Спаситель. А это не наш регион, и даже не Сибирь. Это субтропики и изнуряющая жара пустыни. Несмотря на все это много тысяч людей ходили за Спасителем, чтобы услышать Слово Истины. Часто эти люди не имели не только пропитания, но даже воды.

И вот, как мы слышали сегодня в Евангелии от Матфея, народ испытывал сильную жажду и голод. И Господь совершил чудо, потому что нет ничего для Бога, чего Он не мог бы совершить. Для Бога важно понимать, что человек идет за ним, даже пренебрегая своим комфортом, – Господь помогает такому человеку. А можем ли мы, дорогие мои, сравнить себя с последователями Христа и народом, окружавшим Его? Да мы через час такого пути по пустыни махнем рукой и захотим вернуться в свою комфортабельную жизнь. Нам не нужна проповедь. Мы, даже находясь в городских условиях и имея в шаговой доступности храмы Божии, даже сюда не хотим ходить.
Древние святые отцы, святитель Игнатий Брянчанинов в наше время, преподобный Серафим Саровский и праведный Иоанн Кронштадтский, – все они говорили, что одной из особенностей людей последнего времени и перед пришествием Христа будет полное отсутствие силы воли. Это полное отсутствие той силы, которая противодействует в человеке действию греха, той силы, которая ведет человека за Христом по тернистому пути спасения. Каждый из нас обязан нести свой крест, но мы этого не хотим. У нас порой нет даже той силы, которая в воскресный день подняла бы нас с кровати и привела в храм Божий. Мы живем в этом состоянии всеобщей болезни и бессилия. А народ, увлеченный проповедью Спасителя, шел за Ним днями неделями. И Господь, видя это усердие народа, который хочет слышать Слово Божие, совершает это чудо.

Он спрашивает учеников – а сколько у нас есть еды? И они говорят: пять хлебов и две рыбы. Господь возносит Свои молитвы к Небесному Отцу, благословляя коробы – пустые коробы, потому что народ все съел. И вот, не тайно, а в присутствии народа происходит это чудо, когда мы видим множество рыб и хлеба. Евангелист говорит, что все люди насытились, и осталось еще 12 больших коробов не съеденной рыбы и хлеба. Это свидетельство о том, что если мы стремимся к Божьему, к правде, к истине, жизни по совести, честности то Господь подает нам хлеб насущный независимо от нашего прошения, зная, что это нужно нам.

Нам порой выпадает такое искушение, когда через маленькую нечестность мы приобретаем легкий плод, какой-то дополнительный достаток, переступив через закон совести. И думаем, что мы обогатились, что нам этого будет довольно до конца жизни, что через такие маленькие поступки, невзирая не голос своей совести, мы будем обеспечены…Но нет. Мы все видим, особенно, люди старшего поколения, что к 60-70-ти годам сколько бы ты в жизни ни приобретал богатства, все равны, все становятся в одном достатке, сколько бы всю жизнь ни старался приобрести этого достатка. Иллюзорность богатства и славы понимается нами с возрастом. Но жизнь прожита. Какое же богатство мы приобрели: то, которое мы можем унести с собой в вечность, или иллюзорное? Друзья, которых мы называем своим богатством, уходят от нас. Здоровье, благодаря которому мы строим жизненные планы, улетучивается. А про деньги и имущество я не говорю, потому что происходят разного рода искушения и испытания, а дети внуки и другие родственник, – как будто бы все претендуют на тот малый достаток, который человек приобрел за жизнь. А ему уже ничего не нужно, и он понимает, что встречает свою старость в пустоте, бессмысленности прожитой жизни.

Господь же напоминает нам, что лучшим богатством для себя каждый человек может считать те духовные навыки, те духовные способности, тот дар Божий, который получает человек благодаря честной жизни. Когда он опирается на Божье внутри, когда он полностью поглощен тем даром, который Господь дает ему как заслуженное наследие. Многим из нас непонятно, что это за дар, но преподобный Серафим Саровский прямо говорит, что это благодать Святого Духа, которая просвещает и освящает человека, дает силы разуметь подлинность того или иного явления в жизни, понимание правды и лжи, где любовь, а где лишь желание приобретения. Все это благодать Святого Духа. Этот дар мы способны унести в Божие Царство навеки, а все иное мы оставляем здесь, на этой бренной земле.

Поэтому, размышляя над сегодняшним Евангельским отрывком о насыщении народа пятью хлебами и двумя рыбами, мы должны понимать, что главное в нашей жизни – это стремление к духовному, а значит, к жизни по совести, к исполнению правды, к желанию сделать что-то не себе, а ближнему. Стремление к такой любви, которая находит силы и для ближних, и для дальних. И. Как говорит Господь, к той любви, которая благословляет ненавидящих и обидящих, прощает обиды.

Взгляните на себя, люди старшего поколения, – как нам трудно прощать обиды, которые нам наносят окружающие. Эти обиды так глубоко въедаются в наше сознание, в наше сердце, что годами мы не можем вытравить эту обиду из себя. Возможно, человек уже ушел из жизни, но все равно мы обижаемся на него. И обстоятельства изменились, и мы сами изменились, но зло, которое часто коренится в нашем сердце, мы бываем неспособными изъять и становимся пленниками этого зла.

Поэтому Божья благодать, которая является подлинным даром, пусть будет главной целью нашей жизни, потому что ничего иного мы не возьмем с собой в жизнь вечную. И пусть этот пример насыщения хлебами и рыбой будет для нас примером того, как мы должны шествовать за Христом, оставив все тленное, ненужное, препоясавшись, взяв лишь одну одежду – ту, которая на себе; идти Христом, чтобы получить от Него эту благодатную помощь, эти благословенные рыбу и хлеб.

С воскресным днем вас! С праздником!

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 8-ю по Пятидесятнице