Обновления

Проповедь Патриарха Кирилла после молебна на месте убиения святого князя Глеба на Смядыни

Главная > Проповеди > Проповедь Патриарха Кирилла после молебна на месте убиения святого князя Глеба на Смядыни

29 августа 2015 в рамках визита в Смоленскую митрополию Святейший Патриарх Кирилл побывал на древней Смядыни, где совершил молебен молебна у памятного знака на месте убиения святого князя Глеба в сослужении митрополита Исидора и духовенства Смоленской митрополии. На богослужении присутствовали и.о. Губернатора Смоленщины А.В. Островский и другие представители органов власти, многочисленные смоляне. После молебна Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваше Высокопреосвященство владыка митрополит Исидор, уважаемый Алексей Владимирович, дорогие отцы, братья и сестры! Я всех вас сердечно приветствую и поздравляю с замечательным событием – освящением этого особого места, связанного с самым началом христианской истории Руси.

В этом году мы празднуем 1000-летие со дня кончины святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя нашего, а также 1000-летие со дня страстотерпческой кончины его сыновей Бориса и Глеба. И вот на том месте, где погиб Глеб, мы сейчас и совершили эту краткую молитву, вспоминая его подвиг. А в чем же, собственно говоря, заключался подвиг страстотерпцев? Со словом “подвиг” мы связываем обычно героические деяния, сопротивления врагу, победу в сражении, в конце концов – мученическую кончину. А почему страстотерпческая кончина является подвигом? Обычные победы, в том числе, связанные со смертью людей, всегда овеяны славой. И люди, идущие на смерть, защищая Отечество, защищая веру, защищая свой дом, знают, что это доброе дело всегда будут помнить, потому что так уж повелось, что героизм является одной из высочайших добродетелей человека. А кто такой страстотерпец? Он ведь не в битве выиграл и не прославился своими деяниями. Он просто склонил голову перед убийцей. И кто-то может сказать: “Так ведь это слабость. Какой же это подвиг? Здесь, на Смядыни, Глеб должен был бой дать тем, кого послал его окаянный брат”. Но он не сделал этого, как не сделал этого и его брат Борис.

Для того, чтобы понять смысл страстотерпчества, нужно понять, что такое христианство. Борис и Глеб были воинами, мужественными и сильными людьми, они были детьми князя, они воспитывались в воинской доблести, силе, готовности идти на смерть и сражаться. Но братья понимали, что если они подымут руку на своего старшего брата, начнется междоусобица и Русь опять погрузится в тяжкую борьбу за власть, за киевский престол. Сколько же прольется христианской крови от рук христианских воинов!

И вот, чтобы не допустить этого беззакония, они добровольно приносят себя в жертву, тем самым действительно на какое-то время выводя Русь из междоусобной брани, не зная, что возмездие каким-то образом потом придет, и их старший брат Святополк погибнет, и в Киеве воцарится их брат Ярослав, получивший прозвище Мудрый.

В эти дни мы празднуем 1000-летие князя Владимира, его кончины. В связи с этим празднованием многое было сказано и написано. Ученые пытаются ответить на вопрос, почему князь Владимир крестил Русь, почему он принял Православие. И многие склонны видеть в этом поступке только проявление княжеской мудрости и прагматизма. Выгодно, мол, было киевскому князю породниться с византийским двором и принять христианство, в общем, это ничто иное как политический ход. Это глубочайшее заблуждение. Князь Владимир не просто сделал выбор в пользу дружбы с Византией. Он принял Христа. И знаем, что изменился до неузнаваемости. Он стал другим человеком. Ничего не осталось от того разгульного князя, который поражал своей жестокостью, смелостью и распутством. Он стал особенным человеком, и народ его назвал Красным Солнышком. Доказательством той глубокой духовной перемены, которая произошла во Владимире, и явилась страстотерпческая кончина его сыновей. Христианство было принято всерьез, не в связи с прагматическими соображениями, – это был духовный выбор князя Владимира, впоследствии его семьи и всего нашего народа.

И замечательно, что первыми святыми стали страстотерпцы, который засвидетельствовали перед всей историей, и перед нами, и перед далекими-далекими наследниками, что выбор был принят всем сердцем и всем умом, и христианство вошло в плоть и кровь нашего народа.
Вот почему мы должны хранить веру православную как величайшую святыню, как мудрый выбор князя Владимира, как то, что открыло особую историческую дорогу для нашего народа, для всей Руси. И сегодня, когда перед нами много различных искушений и соблазнов, в том числе и мировоззренческих, мы не можем ни дрогнуть, ни изменить этому историческому выбору нашего народа, запечатленному, в том числе, и кровью Бориса и Глеба.

Я очень рад снова быть на Смоленской земле и на Смядыни. Все очень изменилось, здесь , на этом месте, да и Смоленск меняется на глазах в лучшую сторону. Дай Бог, чтобы все это продолжалось, чтобы замечательная Смоленская земля в полной мене расцвела, не только красотой своей необычной, какой-то совершенно особенной поэтической красотой смоленского пейзажа, но и рукотворной красотой, которая есть ни что иное как результат человеческих талантов и человеческого труда.

Пусть Господь преклонит милость Свою к земле Смоленской, и ко граду Смоленску, и ко всем вам, мои дорогие. Храни вас Господь!

Главная > Проповеди > Проповедь Патриарха Кирилла после молебна на месте убиения святого князя Глеба на Смядыни