Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 16-ю по Пятидесятнице

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 16-ю по Пятидесятнице

Слово митрополита Смоленского и Рославльского Исидора на Божественной литургии в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 20 сентября 2015 г.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодняшнее воскресное Евангельское чтение посвящено событиям, о которых повествует сам Господь, говоря о конце мира и Своем славном пришествии для всеобщего суда и воскресения. И мы слышали, что Господь повествует нам притчу о том, как люди жили (и будут жить) перед вторым пришествием Господним: они занимались своими делами, ели, пили, веселились, планировали создание семьи, работали на поле, делали карьеру – и ничего их не заботило, потому что это их жизнь, которую люди проживают. Эта притча относится к нашей с вами реальности, потому что мы так же как в той притче живем для самих себя, выстраиваем долгосрочные планы, созидаем семью, делаем карьеру, покупаем вещи, которые нужны или не нужны… Мы это делаем, потому что рассчитываем, что наша жизнь будет продолжительной и насыщенной. Но Господь стучится к нам тогда, когда мы этого не ожидаем. И нет необходимости нам ждать второго пришествия Господня, потому что для каждого из нас сейчас и здесь может случиться это пришествие таким образом, что мы встретим Господа через нашу частную кончину. Когда по возрасту, или по болезни, или по каким-то иным обстоятельствам внезапным и неожиданным мы становимся перед лицом Господа, и для нас уже нет необходимости понимать, что же будет во время второго пришествия, потому что мы уже там, в той реальности, и для нас все уже произошло… почти все, если бы не молитвы Церкви о нас.

И вот в этой ситуации мы слышим притчу о том, как Господь, перед тем как отлучиться, повелевает Своим рабам преумножать таланты, которые Он им вручает, как некое задание на жизнь. Кому-то Он вручает десять талантов, кому-то – пять, а кому-то и один. Господь вручает таланты, сообразуясь с теми возможностями, которые человек имеет для того, чтобы распорядиться ими. Тому человеку, который способен распорядится десятью талантами, Он дает десять. Тому, кто способен понести груз ответственности за пять, Он дает пять талантов. А кому-то один. Именно поэтому каждый из нас разнится своими талантами, способностями, возможностями. Кто-то становится руководителем, кто-то ученым, а кто-то тружеником на поле, воспитателем или педагогом. У каждого свой талант и в разной степени, но каждый по призыву Божию, как мы слышали в притче, должен приумножить эти таланты.

Но как поступает тот, кому был вручен один талант? Он не использует его в жизни. И по толкованию святых отцов, размышлению известных церковных проповедников, этот человек, имеющий один талант, похож на большинство людей, живущих на земле, поскольку он неправильно употребляет те таланты, которые Господь дает человеку в жизни, не преумножает их. Кроме того, человек еще находит в себе способность оправдаться, обманывая себя и Бога. Мы слышали, как человек, имеющий один талант, ответил Господу, что он боится Бога и знает, что Господь спросит с него этот талант, поэтому он, не рискуя для себя и не прилагая никаких усилий, просто сохранил данный ему талант. Но он не услышал и не усвоил главного – Господин ждал от него преумножения таланта, а он, обманывая Бога и себя, решил, что достаточно просто этот талант сохранить и отдать так, как есть. Не так ли с талантом распоряжается не друг Божий и не чадо Божие, а наемник? Желая лишь сохранить, а потом отдать то, что ему не принадлежит? Но верный раб распоряжается по-иному: он, не размышляя и не рассуждая, откликается на призыв Божий и умножает эти таланты.

Да, тому, кому дано десять талантов, нужно потрудиться больше. Тем, кому дано меньше, – чуть меньше, но тоже необходимо трудиться. Именно поэтому, дорогие мои, у нас с вами, имеющих по одному таланту, бывает к людям успешным, способным трудиться, зависть, потому что они достигают чего-то в жизни, преумножают свои таланты. И речь не только о деньгах и, может быть, вообще не о деньгах, а о тех дарах, которые Господь дает человеку в жизни. Ведь владеющим десятью талантами может быть и человек, трудящийся на поле, в сельском хозяйстве, который благодаря своим талантам, благодаря силе духа и физической силе, которую Господь дает ему, становится успешным человеком. Успешным не в смысле материальном, а в смысле – состоявшимся как личность, а значит, такого человека все уважают, на него обращают внимание, он является почитаемым в обществе человеком.

А как бывает с теми людьми, которые находя себе самооправдание, ничего не делают? И при этом они преисполнены злобы, ненависти, осуждения на тех людей, которые что-то умеют, что-то могут в жизни… Как это похоже на нас, когда мы завидуем успеху иного человека. А от нас требуется всего лишь приложить усилия к тому, чтобы преумножить данные нам Богом таланты.

Каковы эти таланты? – спросите вы. Господь отвечает: это ум, благодаря которому мы имеем способность рассуждать, как правильно поступить в нашей жизни; это совесть, благодаря которой мы выбираем добро или зло; это честь и достоинство наше, опираясь на которые мы достигаем нашего внутреннего духовного состояния; целомудрие, которое является стержнем нашей личности. Но Господь дает еще и иные таланты, благодаря которым мы становимся докторами наук, профессорами, успешными руководителями, почетными гражданами.

Все это Господь дает каждому из нас. Но Он дает каждому в меру. Ту меру, которую каждый из нас способен понести собою, как тот крест, который каждый из нас, свой личный, жизненный крест, должен достойно нести. И когда мы это делаем, прилагая все усилия, когда мы просим помощи Божией, чтобы нам достойно нести этот жизненный крест, то Господь нам помогает. Он проводит нас неповрежденными через все жизненные испытания так, что мы в конце жизни нашей остаемся целостными личностями. А те, которые не опираются на Бога, не прилагают усилия к тому, чтобы преумножать данные Богом таланты, они в конце жизни разобщены, потеряны, они обессмыслены, они не видят для себя ни цели, ни смысла в жизни… Таков ли должен быть итог нашей жизни? Нет, мы должны четко и ясно представлять, что является смыслом нашей жизни, к чему мы должны прилагать усилия, что преумножать и чем пренебрегать, чтобы сохранить себя, защитить от искушений мира, который стремиться разрушить нашу личность, к сожалению.

Дорогие мои, слыша сегодняшнюю притчу от Господа, будем прилагать усилия, сколько бы нам лет ни было, даже если мы уже состоялись в жизни и может быть нам не так много лет осталось прожить, но мы еще способны прилагать усилия к тому, чтобы с помощью Божией преобразиться, мы способны еще к тому, чтобы делать добро ближним людям, для того, чтобы через силу покаяния, своего внутреннего исправления достигать просвещения нашего духа и ума. Никто из нас не должен отчаиваться, все должны работать для Господа прямо с сегодняшнего дня, не откладывая эту возможность спасения, которую Господь дает нам в нашей жизни. И через способность жить и творить добро мы должны выполнить тот шанс, который дается нам Богом в нашей жизни, так чтобы и нам, пришедшим не в первый, не в третий, не в шестой, а может быть, в одиннадцатый час, по слову Иоанна Златоуста, оказаться верными рабами Божиими.

И пусть те таланты, которые нам Господь дает – разум, воля, любовь – мы прилагаем к тому, чтобы достигать Богоуподобления, чтобы не превращаться в животных, а стремиться к Богу, к чистоте, к правде, к истине. Ведь к этому мы как будто бы желаем стремиться? Но греховная жизнь наша не пускает нас, и мы под гнетом этих греховных услаждений опять прекращаем делание ради Бога. Пусть Господь, вразумляя нас, указывая путь нашего спасения, поможет нам. Но Он поможет нам тогда, когда мы обращаемся к Нему, когда мы устремляемся к тому, чтобы получить эту помощь через Таинства Церкви, через нашу добродетельную жизнь, через честное отношение к окружающему нас миру. Все это способствует тому, чтобы мы не бесполезно жили на этой земле. Пусть эта притча о талантах умудряет нас к тому, чтобы мы обрели вечность с Богом, а не без Бога. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 16-ю по Пятидесятнице