Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю святых праотец

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю святых праотец

Слово митрополита Смоленского и Рославльского Исидора на Божественной литургии в Неделю святых праотец

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 27 декабря 2015 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, очень скоро мы станем свидетелями торжества, посвященного Рождеству Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Но традиционно Святая Церковь перед этим величайшим праздником отмечает память тех, кто предшествовал этому событию, кто внес свой вклад в то, чтобы произошло Рождество Христово. В этот воскресный день Святая Церковь отмечает память праотцев, начиная с Адама всех пророков, ветхозаветных царей, всех пророков – всех людей, благодаря которым через множество поколений, перечисление которых мы слышим в Евангелии от Луки, в Евангелии от Матфея, на землю пришел Спаситель и воплотился через Божию Матерь.

В притче, которую мы сегодня слышали у евангелиста Луки, о званных на пир повторяется и ярко представлена история человечества, история отношения человека к Богу. В устроителе пира мы с вами узнаем Бога, призывающего человека быть участником Божией трапезы, участником Царствия Божия. А люди, которые отвечали Господу, это мы с вами, любящие настолько все земное и тленное, что способны бываем отказываться от Божиего пира. Один купил имение и ответил звавшему его на пир, что не могу прийти к Господину, потому что только что купил имение и должен насладиться этой новой покупкой. Кто-то ответил Господу, что купил двух волов и запланировал сегодня обрабатывать землю, это, как будто бы намерение благое – идти обрабатывать землю, – но чему это благое намерение противопоставляется? Призыву распорядителя пира. А третий сказал, что женился и ему нет времени приходить на какое-либо мероприятие, потому что он увлечен молодой супругой. То есть мы видим всех тех людей, которые так привязаны к земному, что их не интересует Божий призыв.

Это наша с вами жизнь. Так происходит с нами, мы не слышим часто обращенный к нам Божий призыв прийти на Божию трапезу, потому что у нас много дел, которые, как мы считаем, нам нужно в первую очередь выполнить. Мы считаем, что вот наступит пенсия, и тогда мы, освободившись от всех наших земных дел, точно начнем ходить в храм Божий. Но обратите внимание, из нашего почти четырехсоттысячного города сколько пенсионеров находится в соборе? Ноль целых, одна сотая процента. Это свидетельство тому, что старость, которая нам представляется временем, которое человек может посвятить для себя, для души, на самом деле обманчивое явление, потому что старость является продолжением нашей взрослой жизни. Старость является свидетельством тому, как мы прожили всю жизнь до этого. И невозможно человека пожилого заставить приходить в храм, если он всю жизнь не знал, что такое Божия трапеза. Поэтому-то мы и видим так мало людей пожилого возраста в храме и больше видим людей молодых, детей, потому что они, молодежь, пока еще не так крепко связаны с этим миром житейскими путами. Для всех нас это очень важный урок тому, что Господь, звавший нас много раз к Себе, однажды нам скажет: Я отказываюсь от тех людей, которых Я когда-либо звал на Свой пир, Я призываю тех людей, которые может быть менее достойны, но они слышат Мой призыв и идут ко Мне.

Обратите внимание, из перечисления святых угодников Божиих, много ли из них людей успешных в земной жизни? Многие ли из них совершили успешную карьеру? Приобрели множество денег? Славу перед людьми и обществом? Нет. Как правило, угодник Божий – тот, кто наоборот скрывается от славы человеческой, тот, который бежит от богатства. Святой – тот, который не обременяет себя игом мира сего. Но это не значит, что святым является тот человек, который убегает от проблем этой жизни, нет. И мы знаем, что такое подвижничество ради Бога, как это тяжело, как нам с вами тяжело даже этот короткий пост совершать воздержание не только от пищи, но от языка, от наших пристрастий… А каково угодникам Божиим, которые несли, несут и будут нести тяжкий крест борьбы с самим собой? Поэтому никогда в отношении угодников Божиих мы не сможем сказать, что они избегают проблем в жизни сей, они превосходят эти проблемы благодатью Божией, которая им дается Богом как участникам пира. Мы с вами, когда обращаем наши сердца и мысли к Богу, когда стремимся к честной жизни, к жизни по совести, мы наблюдаем, что нашей душе становится легче, нам становится легче преодолевать те трудности, искушения, испытания, которые нам посылает жизнь и окружающие нас люди. Поэтому само по себе восхождение к Богу, с одной стороны, тяжелее, чем жизнь в мире, но с другой стороны, она легче, потому что Господь дает силы идущему к Нему.

Так же мы должны размышлять о праотцах, тех, кто были предшественниками Спасителя, за восемь тысяч лет бытия человечества до пришествия в мир Спасителя. Сколько людей со своими устремлениями и желаниями жило в то время? Но Господь произошел из рода Давида. Из того рода, который не каким-то чудом, а своим подвигом ради Бога, заслужил это право, чтобы Господь родился из этого поколения людей. Обратите внимание, когда вы откроете начало Евангелия от Матфея, от Луки и увидите перечисления этих имен, что там не все люди, жившие праведно. Даже и сам царь и пророк Давид, как мы с вами знаем, тяжко согрешил, сделав все, чтобы жениться на красавице своего друга. Так что люди, предшествовавшие Спасителю, по человечеству не абсолютно безгрешны. Они такие же грешные люди как мы, но чем они отличаются от нас? Тем что они имели силу воли услышать призыв Божий к себе. Они так же были заняты своими имениями, у них так же было свое хозяйство и семья и свои обязанности в этом мире, но когда Господь призывал их, они оставляли все это, чтобы откликнуться на призыв Божий и исполнить Его волю.

Чем отличаются святые от нас? Ничем по своей природе, потому что у нас с вами одна человеческая природа, а тем, что у них большая сила воли в стремлении к Богу. И тем мы не святы с вами, что в нас слабость этой силы. Мы неспособны часто бываем преодолеть собственные желания, похоти, стремления. Мы часто не имеем силы заставить себя прийти в храм Божий, заставить себя помолиться утром и вечером. Мы не имеем силы простить обидевших нас. Мы не имеем силы, а значит и способности реализовать таланты, данные нам Богом. Всякий взрослый человек точно знает, что в его жизни есть моменты, о которых он сожалеет, они необратимы, и уже ничего нельзя сделать, чтобы вернуть время и исправить ошибки – вот это суть нашей греховной жизни. А святой – тот, кто находит в себе силы преодолевать себя.

Пусть каждый из нас по примеру святых находит в себе силу воли, и если эта сила воли будет проявляться, Господь будет давать Божию благодать, которая будет содействовать стремлению человека к Богу и к правде. Каждый из нас, у кого есть опыт аскетического делания может подтвердить, что как только мы обращаемся к Богу, у нас откуда-то появляются силы. Так будем же стремиться к тому, чтобы этих Божиих сил в нас было как можно больше. По примеру того, как святые праотцы преодолевали те реалии бытия своего в мире, ничем не лучшие чем у нас, и устремлялись к Богу, тем самым приобретая честь быть избранными Божиими. Тем самым слова Спасителя о том, что много званных, но мало избранных являются для нас с вами с одной стороны призывом, с другой – укором в том, что мы то, что должны делать, не делаем. Но господь, Который ждет нас и в первый, и в третий, и в шестой, и в одиннадцатый библейский час, ждет нас до самого последнего мгновения нашей жизни, чтобы мы использовали дар жизни в своем стремлении к Нему. Так используем же этот дар, направим наши силы в сторону добра, правды, истины, которой является сам Бог. С праздником!

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю святых праотец