Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю о блудном сыне

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в Неделю о блудном сыне

Слово митрополита Смоленского и Рославльского Исидора на Божественной литургии в Неделю о блудном сыне

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 28 февраля 2016 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие отцы, братья и сестры, в сегодняшний воскресный день, во вторую подготовительную неделю накануне Великого поста Церковь предлагает нам Евангельские образы, которые помогут нам в этом нелегком шествовании по пути самоотвержения, следовании за Христом.

В прошедшее воскресение мы с вами вспоминали о мытаре и фарисее. Сегодня, во вторую подготовительную неделю, нам предлагается притча о блудном сыне. Мы только что слышали Евангельское чтение, в котором повествовалось, что у отца было два сын, и младший сын посчитал для себя необходимым взять часть отцовского имения, которая полагается ему,  и уйти от отца, как нам говорит Евангелие, ” в далекую страну”. Он хотел самостоятельности, он хотел выйти за рамки тех порядков и того воспитания, которое дал ему отец. Он сам хотел быть законом себе.

И вот евангелист Лука описывает жизнь младшего сына в этой далекой стране. Он быстро расточил свое богатство, может быть, не потому, что был рассеян, глуп, сластолюбив, может быть, он ставил перед собой благие цели – утешить кого-то, любить кого-то, доставить кому-то удовольствие.  Но, так или иначе, своими мнимыми благими целями и, совершенно точно, своим сластолюбием и похотью, он расточает часть имения, которая полагалась ему от отца. И становится настолько нищим, что вынужден в той далекой стране стать рабом нищего человека. За его тяжкий труд ему предлагается питаться вместе со свиньями.

Эта притча содержит мудрость не только духовную, но и житейскую, поскольку часто мы, получая то или иное богатство в свои руки, расточаем его, бываем неразумными, увлекаясь собственными страстями и сиюминутной радостью, и забывая об ответственности за то богатство, которым владеем. Но падение второго сына было неокончательным, он на каком-то последнем этапе включил силу рассудительности. Он сказал, как мы слышали сегодня в Евангельском чтении, “у моего отца рабы живут лучше, чем я здесь, в далекой стране, пойду к моему отцу и буду есть хлеб, буду его рабом”. И он возвращается к отцу. И тот, издалека видя приближение блудного сына, как чадолюбивый отец бежит ему навстречу. Он не помнит того зла, которое причинил ему младший сын. Он не намерен вспоминать о том, что сын лишил его части имения. Он видит возвращающегося сына, и это является лучшим богатством для него. И тогда отец повелевает одеть своего младшего сына в дорогие одежды, устроить пир и торжество в семье.

На старший сын, который всегда был честным добросовестным помощником отца, вернувшись с работы и видя этот пир, не согласен с таким отношением отца к блудному сыну. И он укоряет отца, не называя даже младшего сына братом своим, а говоря “твой сын”: “Это он разорил твое имение, а я всегда был с тобой, и ты никогда ни мне, ни моим друзьям не устраивал пир”. Отец же говорит чадолюбивые слова, относящиеся к старшему сыну: “Ты всегда это мог устроить, потому, что все мое – твое. Ты всегда имел возможность, созвать этот пир, и радоваться жизни”. Но старшего сына интересует не это, он обижен за ту любовь, которую отец, как ему кажется, несправедливо проявляет к младшему сыну.

И видя поведение старшего сына, мы задаемся вопросом: а искренне ли он любил своего отца. Может быть, он трудился как наемник, желая в определенное время получить свое, и не было в нем искреннего, сыновнего чувства, потому он и укоряет отца.

Образ старшего сына, исполнявшего все правила в семье, очень походит на образ фарисея, о котором мы вспоминали в прошлый воскресный день. Так же, как и фарисей, старший сын хвалится тем, что исполняет закон. И не просто хвалится, а считает, что имеет на что-то право, ему обязаны, ведь он делает все правильно. В нем нет покаяния и осознания своей неправоты в чем-то. Он полностью уверен в своей полной и неотвратимой праведности.

А младший сын, совершив тяжелейшую ошибку, которая могла ему стоить жизни, находит в себе силы для покаяния. Он переступает через свое горделивое “я” и идет к отцу, чтобы быть его рабом. Но отец его принимает как сына.

Конечно же, все мы усматриваем, в отце из притчи образ Небесного Бога Отца, который ждет нас. И каждый имеет такое богатство, данное Богом, которое расточает в течение жизни своими грехами, пристрастиями, самооправданием того, что все это нужно было расточить – здоровье, силы, разум, ради каких-то мнимых целей. И мы с вами похожи не только на этого младшего сына, но и на сына старшего, а ни младший, ни старший сын не являются положительными примерами в данной притче.

Старший сын – горделивый фарисей, который не видит ничего, кроме собственных целей, задач, в нем нет любви к отцу. Он не благодарен отцу за то, что является совладельцем отцовского богатства. Это выражается в его грубости, в его дерзости по отношению к отцу.

И мы с вами, готовясь к великому поприщу спасительного поста, должны руководствоваться евангельскими принципами, выраженными в этой притче. Мы должны уклоняться как от безумного расточительства младшего сына, так и от горделивости, надменности, чопорности, которая есть в сыне старшем. Потому что все это не приводит к Богу, а уводит нас в далекую страну, в которой нет Бога. А место, где нет Бога, как мы знаем, называется ад. И когда мы удаляемся от Бога, когда стремимся не думать о Нем, стараемся поступать не по совести, мы находимся в аду. И тот вопрос, который мы все задаем, думая о жизни вечной: каково наше состояние будет в аду, если мы там окажемся, прямой ответ на это мы можем найти в собственной жизни – в ощущении своей богооставленности. Вот как раз адское состояние людей там будет заключаться в этом бесконечном ощущении богооставленности. Но если в этой жизни мы стремимся как можно скорее пресечь эту богооставленность, бежим к Богу навстречу, прибегаем в храм, каемся, изменяем свой образ жизни, стараемся лучше относиться к родителям своим, к близким, то там, в ином, загробном мире этого сделать будет уже невозможно.

И чтобы нам не оказаться в этом вечно безбожном состоянии, мы должны здесь и сейчас стремиться к нашему Небесному Отцу, понять, наконец, что без Бога нет никакой счастливой жизни, и не может быть. Не можем мы сами выстроить свою личную счастливую жизнь, если в ней не будет Бога. И для этого мы должны услышать небесный голос нашего Отца, который звучит очень просто и сердечно: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.(Мф.11:28-29). Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в Неделю о блудном сыне