Обновления

Слово митрополита Смоленского и Рославльского Исидора в праздник Трех святителей

Главная > Проповеди > Слово митрополита Смоленского и Рославльского Исидора в праздник Трех святителей

Слово митрополита Смоленского и Рославльского в день памяти Собора великих святителей и учителей Вселенской Церкви Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

Храм в честь Трех святителей, г. Велиж, 12 февраля 2016 г.

Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня мы отмечаем престольный праздник этого старинного храма в честь великих святителей и учителей Вселенской Церкви Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Эти угодники Божии, память которым установлена Вселенской Церковью в XI веке, потому что Церковь не могла определить, кто же больший среди них. Василий ли (его последователи называли себя василианами), Григорий ли Богослов (последователи святителя Григория назвали себя григорианами), либо Иоанн Златоуст, чьи последователи именовали себя иоаннитами?

И вот три святителя явились митрополиту Иоанну, одному из архиереев Малоазийский Церкви, чтобы он убедил всех прекратить эти споры, так как они, по их словам, данным этому иерарху Церкви, находятся в одинаковой славе у Бога.

Мы с вами прославляем особо этих святителей, хотя они не русские по происхождению и не здесь несли свое служение, а несли его в Константинополе на Ближнем Востоке Малой Азии. Но их учения, их умозрения, восхождение мыслью и духом к Богу, было настолько высоко и ярко, что мы до сих пор удивляемся этой глубине и высоте мысли, богодухновенности не только их богословских творений, но и личной жизни, которая сопровождала это высокое слово, ими произносимое о Боге, о человеке и окружающем мире.

По учению святых отцов, святость человека наступает тогда, когда не только слово, но и дела, и личная жизнь являют собой пример подражания Христу. Часто мы встречаем людей, которые словом своим призывают к добродетели, но жизнью своей не соответствуют тому, что говорят. Эта болезнь, к сожалению, постигает архипастырей и пастырей, и окружающих нас людей, но мы должны стремиться к тому, к чему нас призывает Господь в Евангелии, которое мы сегодня слышали (Мф.5:14-19). Он говорит Своим ученикам и через них всем нам, что мы – соль земли, что мы – свет миру, и невозможно укрыть город, стоящий наверху горы, как и свечу зажженную не ставят в затемненное место, а ставят на подсвечнике, чтобы освещала все вокруг.

Господь призывает нас к тому, чтобы мы были светом мира. По толкованию святых отцов, быть светом миру – значит, освещать то, что находится в темноте. И это означает не только возможность быть образцом для иных людей, это означает и то, что мы в своей личной жизни должны освещать те глубокие стороны этой жизни, которые затемнены в нас. Наша мысль и наше дело, наше отношение к ближним должно быть таково, что не только на поверхности, но и в глубине души, мы должны осознавать и чувствовать то, о чем говорим, чем пытаемся понравиться окружающим людям.

Иначе, если это не так, то мы похожи на раскрашенные гробы, которые внешне приятны, но внутри преисполнены нечистот. И вот Господь призывает нас к тому, чтобы и наша внутренняя жизнь, сокровенная, была чиста, ведь каждый из нас, совершая грех, пытается укрыть его от окружающих людей, понимая, что это обличает его. Но не должно быть того, что скрыто в нашей с вами жизни, все должно быть на поверхности. И тогда, по слову Христа, мы будем собой в подлинном смысле являть тот град, который невозможно укрыть, так что и наши добрые дела невозможно будет укрыть от людей, и они, видя наши добрые дела, совершаемые в тайне (а всякое доброе дело невозможно укрыть, даже если оно совершаемо в тайне), будут удивляться и прославлять Отца нашего Небесного.

К такой сугубо делательной жизни призывает нас Господь. Это трудный подвиг. И чем выше ты находишься на подсвечнице, в том числе и церковной, тем труднее и внутренне быть, и внешне казаться. Поэтому святители для нас являются неподражаемым примером, который всякому человеку следует взять как образец поведения. Но все мы понимаем, что высота святительского служения настолько для нас недосягаема, и не потому, что мы недостойны этой высоты, а потому, что, как говорил об этом преподобный Серафим Саровский, у нас мало решимости, мы трусим перед тем, чтобы нам совершать подвиг, чтобы отказываться от своей самости, от своих греховных наклонностей, привычек, от того, что нас окружает и греет наше сердце, ум и глаза. Мы не готовы к самоотверженному служению со Христом и Христу. И это является причиной того, что мы с вами не святы. Но если мы будем преисполнены этой решимости, если мы будем стараться исполнять Евангельский закон, стараться любить ближних больше, чем самих себя, Господь явит нам милость и даст благодать справляться с собственными недостатками. А если это будет происходить, то и окружающие, глядя на нас, будут стараться жить добродетельно.

Поэтому, когда мы говорим, что мир лежит в грехе, то это прежде всего обличение нас самих, потому что мы не являемся светом миру. Мы не обличаем нашими добрыми делами и мыслями неправду окружающего нас мира, мы виноваты в том, что мир лежит в грехе. И Господь нас призывает к тому, чтобы мы жили праведно, по чести, исполняя Закон Божий и помогая иным людям следовать по пути спасения.

И святители Божие Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст не только лично в себе воспитали святость, но и божественным светом, который проходил через них, осветили путь окружающим людям и учением своим, и проповедью, и своими наставлениями. Так что окружающие люди, по воспоминаниям современников, которые дошли до нас в виде житий, свидетельствуют о том, что пастырям, которые сослужили этим великим святителям, было очень трудно, потому что святители требовали того, что и сами совершали. И народу Божию было и трудно, и приятно из-за того, что они видели угодников Божиих, которые являются настоящими пастырями, приводящими своих овец к Богу.

Я искренне желаю, дорогие отцы, всем нам стремиться к тому, чтобы быть добрыми пастырями, желаю народу Божию всегда осознавать необходимость своего присутствия в Церкви Божией, не только телесно, но духовно, душевно и умственно пребывая в храме Божием. Я желаю, чтобы народ Божий стремился в Церковь, в храмы, как в родной дом, понимая, что именно здесь, и только здесь наша душа и наше сердце получают подлинное успокоение, что именно здесь мы духовно возрастаем, и здесь каждый из нас мы раскрывается как человек, в том смысле, который заложил Господь в нас.

Я желаю детям нашим духовного возрастания, как мы сегодня молились святителям, желаю того, чтобы в жизни каждого ребенка был опытный наставник, чтобы каждый ребенок вырос сильным духовно и телесно, способным отражать всякую неправду, всякую ложь.

Я желаю всем нам единства в Боге, ощущения нашей сопричастности жизни Церкви, желаю того, чтобы мы всегда не только ощущали, но в буквальном смысле чувствовали помощь и поддержку друг друга, тем самым являя собой подлинное стадо Христово.

Я всех вас искренне поздравляю с праздником в честь трех святителей, угодников Божиих! Желаю отцу Александру, настоятелю храма сего, и вам, дорогие прихожане, помощи Божией в вашей многотрудной жизни, здоровья, благополучия и предстательства святых угодников Божиих – трех святителей, которые безусловно являются покровителями града сего и всех, живущих в нем.

Благодарю власти за содействие в развитие приходской жизни, благодарю всех добрых людей, которые помогают храму и нашему дошкольному образовательному учреждению воспитывать подлинных христиан и настоящих граждан нашего Отечества.

Всех вас искренне поздравляю с праздником!

Главная > Проповеди > Слово митрополита Смоленского и Рославльского Исидора в праздник Трех святителей