Обновления

Слово митрополита Исидора на Великом повечерии в понедельник 1-й седмицы Великого поста

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Великом повечерии в понедельник 1-й седмицы Великого поста

Слово митрополита Смоленского и Рославльского Исидора после чтения Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в понедельник 1-й седмицы Великого поста

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 14 марта 2016 г.


Дорогие отцы, братья и сестры, наряду с Богопознанием познание человеком себя является одной из главных целей жизни человека. Современная человеческая мысль, наука, настолько широко и далеко проникли вглубь нашего космоса, настолько познали тайны человеческой физической природы и всей природы в целом, что нам, современному человечеству, как представляется, открыто все, что только может быть. Нам трудно даже представить те тайны бытия мира сего, которые бы нам, людям, ученым, и всем тем, кто взыскует своим умом то или иное, так или иначе не было бы открыто. Но парадоксальным образом при этом мало из нас кто точно сможет ответить на вопросы: что я, человек, являю собою, сутью своей? к чему я призван? в чем цель и смысл моей жизни? оканчивается ли жизнь моя тем, что я проживаю сейчас или есть какая-то жизнь иная? И много-много таких вопросов, которые относятся к сути нашей внутренней личной жизни, на которые никакая наука и даже мы сами не способны дать четкого и ясного ответа.

Поэтому наряду с Богопознанием познание человеком себя является очень важным, в том числе, и в деле спасения человека. Святитель Ириней Лионский, а также особенно святитель Григорий Нисский, говорили нам, что если бы человек знал точно себя, если бы он имел подлинные знания о самом себе, то он бы точно грешил меньше, потому что грех – от неведения человека. И эти мысли святитель Григорий Нисский особенно ярко раскрывает в учении о природе человека, о его назначении, говоря о том, что если бы человек знал, для чего ему две руки, две ноги, почему человек существо прямоходящее, почему человек не имеет тех кожаных риз (имея в виду защитный покров, который есть у представителей тварного мира), почему у него нет таких острых клыков, как у иных хищников, или густой шерсти, или иных защитных свойств, которые есть у окружающий природы, – а вот он такое существо как есть… И святитель Григорий Нисский очень подробно обращает на это внимание, объясняя, почему человек создан Богом таким, каким мы его видим, и особенно видим этого человека в лице Господа нашего Иисуса Христа, принявшего человеческую природу. И как об этом заключает святитель Григорий Нисский, если бы для Бога природа человека, его существо были чужды, Он бы не воплотился, не принял бы человеческий облик. Так что Бог по предведению Своего воплощения создает образ человека, подобный Себе.

Для нас с вами очень важно в нашей духовной жизни понять: каков смысл нашей жизни, каково наше назначение, каждого из нас? для чего мы живем? Живем ли мы для того, чтобы языком своим осуждать ближних, произносить зло, или все-таки прославлять Бога, славословить Его? Дано ли наше зрение для того, чтобы мы им развращались, или оно дано для того, чтобы постигать красоту Божиего мира? Дан ли нам слух, чтобы мы услаждались льстивыми словами, адресованными нам, или может быть, уши нам даны для того, чтобы мы слышали Божию правду, благовестие? И так во всем. В каждой детали человеческой природы.

Поэтому познание самого себя является очень важным аспектом духовной жизни. И время Великого поста, время, когда мы с вами совершаем принуждение человеческой природы, понуждаем ее к тому, чтобы она служила Богу, служила духу нашему, подчиняясь в правильном соотношении: сначала – дух, потом – душа, а лишь затем тело, и никак не наоборот. Ради достижения именно такого соподчинения сил нашей души мы совершаем многократные коленопреклоненные молитвы, совершаем молитвословия, убеждая себя в подлинности того, что мы делаем, принуждая сердце и ум наш к молитве, к воспарению нашей мысли к Богу, к горнему, – все это в совокупности своей, так же как и воздержание от скоромной пищи, воздержание от тлетворных окружающих нас вещей, все это и создает то благотворное ощущение нашей человеческой природы, все это позволяет нам познать, кто мы по сути своей, и особенно, кто мы без Бога?

Пост для всех нас должен открыть ту глубину нашей немощи человеческой природы, глубину нашего греховного падения, на которую мы добровольно пали. А если мы это будем ощущать и осознавать, то безусловно, мы будем искать той силы, которая выведет нас из этой глубины. И этой силой – единственной силой – является Жизнодавец Бог, способный нас возвести из рова погибели к жизни вечной, святой. Вот такие перемены, дорогие мои, должны начаться в нашем уме и в нашем сердце этим Великим постом.

И дай Бог, чтобы те образы, которые предлагает Святая Церковь в своих песнопениях, особенно в Великом каноне преподобного Андрея Критского, людей святых, людей грешных, всех, разных, но объединенных тем, что каждый из них приобрел свое сердце в покаянии, пусть все эти образы, а также продолжительные молитвы, наше воздержание, испытания нашей человеческой природы – все это приведет нас к познанию самих себя. А познаем себя, значит, будем способны познать и Бога. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Великом повечерии в понедельник 1-й седмицы Великого поста