Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 4-ю Великого поста

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на…

Слово митрополита Смоленского и Рославльского Исидора на Божественной литургии в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 10 апреля 2016 г.


Во имя отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня, в 4-ю Неделю (воскресный день) Великого поста, Святая Церковь нам предлагает чтение о исцелении Господом немого юноши. Эта Неделя также посвящена памяти преподобного Иоанна Лествичника, того подвижника веры и благочестия и того духовного писателя, который оставил нам учение о духовном восхождении к Богу.

Сегодня мы слышали с вами о том, как бесноватый юноша не мог ничем исцелиться, не было никаких средств к тому, чтобы он был исцелен. У нас, современных людей, может возникнуть вопрос: тогда и медицина была не так развита, и наука не была столь совершенна как сейчас – сейчас бы точно такого человека в одночасье вылечили… Но как много среди нас нездоровых духовно людей, так, что ни медицина, ни какие-то иные средства не способны вылечить наши духовные болезни. Господь нам прямо отвечает, как Он отвечал в Евангелии ученикам, что «сей род изгоняется молитвой и постом», говоря о причинах многих наших болезней. А этими причинами является наша подверженность действию злых духов. В крайней степени эти злые духи настолько овладевают нами, что мы не способны контролировать себя.

Бывая в наших духовных центрах – Троице-Сергиевой Лавре, Киево-Печерской Лавре и иных местах, где сугубо молятся старцы Божии, мы видим, как много бесноватых людей, которые ждут исцеления от Церкви, потому что на светскую медицину они не надеются. И как по благословению священноначалия духоносные старцы совершают отчитку таким людям. И мы, окружающие люди, можем видеть, как бесы воздействуют на этих людей, как они не хотят оттуда выходить, из природы человеческой. Мы с вами должны задуматься, что наша неблагочестивая жизнь, к сожалению, может стать причиной того, что на нас могут воздействовать злые духи. Никакой наш злой поступок не бывает просто так, он всегда отражается на духовном состоянии нашей человеческой природы. Он, этот грех, ослабляет ту духовную защиту, которую дает нам благодать Божия в Таинстве Крещения, и злые духи беспрепятственно воздействую на наш ум, чувства, а иногда даже на само тело.

Мы с вами должны бояться злых поступков, злых мыслей, понимая, что мы тем самым теряем свободу для самостоятельного действия. Думая, что через грех мы эту свободу приобретаем, мы заблуждаемся, потому что как раз мы теряем ее и становимся рабами не Божиими, а рабами диавола. Так что будем воздерживаться, поститься, будем совершать искренние молитвы, потому что сей род, который пытается воздействовать и на каждого из нас, изгоняется только молитвой и постом.

Вот почему мы с вами совершаем такие многодневные посты, именно для этого. И как не правы те, кто эти посты сокращает. И речь здесь не только о нас, но о представителях иных так называемых христианских религий, где пост почти совершенно уничтожен. И то, что нам предлагает Святая Церковь, единственно спасительно, поскольку приобретено многовековым опытом духовной жизни богоносных отцов. Так что когда у нас возникает вопрос: а зачем так много постов в году? Ладно – Великий, говорим мы, а вот Успенский, Апостольский пост среди лета, Рождественский – зачем все это? Ведь нам и так тяжело в жизни, а Церковь еще налагает на нас посты… Так вот задумайтесь, что сей род изгоняется только молитвой и постом. Посты нам нужны как то лекарство, с помощью которого мы приобретаем свободу во Христе.

А если мы еще прилагаем к этому наши сердечные молитвы, то мы идем по лествице спасения, той лествице, которую изобразил преподобный Иоанн Лествичник в древние времена, указав, что это единственный путь восхождения к Богу. И в начале этого пути лежит сердечное покаяние, раскаяние в наших собственных грехах. А раскаяние предполагает изменение ума, изменение воли, переоценку ценностей, изменение образа жизни – вот что такое покаяние. А потом идет духовное восхождение – привыкание к молитве, приспособление к навыку отражать те бесовские прилоги, те духовные стрелы, которые диавол направляет на нашу человеческую природу. И так от силы в силу, по учению преподобного Иоанна, человек восходит, и чем выше – тем ему труднее. Но наверху этой лестницы – успокоение от действия собственных страстей, когда человек получает такой внутренний Божий мир, который дает ему подлинное, не мнимое, не чувственное, а подлинное, духовное наслаждение – успокоение в Боге. Но до этого, как учит нас преподобный Иоанн Лествичник, мало кто доходит, потому что, как это изображено на иконе лествицы святой, бесы пытаются скинуть с разных высот тех подвижников, которые все выше и выше пытаются подняться по этой лествице, и они чем выше поднимаются, тем больнее падают.

Но мы не должны бояться высоты, потому что это единственный путь спасения, иного нет, отсидеться невозможно: либо мы движемся вперед, либо мы падаем вниз. Будем же использовать спасительное время Великого поста для этого восхождения. И пусть мы сделаем всего лишь один шаг, но это уже восхождение. И пусть для нас будут спасительными в нашем духовном отчаянии слова, которые мы слышали от отчаявшегося отца, обращенные ко Господу: Господи, помоги моему неверию… И тогда Господь, милосердный Отец, подаст особые силы, чтобы нам справиться со грехом, чтобы нам приобрести силы к нашему духовному восхождению. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на…