Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю Крестопоклонную

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю Крестопоклонную

Слово митрополита Смоленского и Рославльского Исидора на Божественной литургии в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 3 апреля 2015 г.


Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня, в воскресный день, который является Крестопоклонной Неделей, Святая Церковь предлагает нашему вниманию образ Креста Господня. И каждый пусть спросит себя, вызывает ли этот образ у него какие-либо чувства. Когда мы смотрим на фотографию любимого человека, мы всегда проникаемся воспоминаниями, любовью к тому, кого мы любили или любим. Но происходит ли это с нами, когда мы видим Крест Христов, изображенного на нем Господа, нашего Небесного Отца, который принес Себя в жертву за нас? Посещает ли нас чувство богооставленности, сожаления о том, что и мы своими частными, личными грехами продолжаем оскорблять Господа, Который пришел искупить нас, даровал нам все необходимое для пресечения действующего в нас греха? А мы продолжаем грешить, оскорблять Бога и Отца…

Святая Церковь в середине поста нам всем предлагает изнесением Креста Господня на середину храма вспомнить о нашем с вами христианском достоинстве, о нашем призвании быть небесными гражданами, о том, что Великий пост, который все мы пересекаем в нашей жизни, должен принести нам с вами сораспятие Господу. В этом участие наше в Великом посте – сораспятие Христу своими страстями и похотями.

Но Господь не заставляет нас ни поститься, ни спасаться. Мы сегодня слышали в Евангелии от Марка (Мк.8:34-9:1), как Он говорил: кто хочет за мной идти, не говорит – вы все должны, но говорит: только тот, кто хочет. Если ты хочешь, ты должен взять свой крест и понести за Мной.

Господь нам, часто лживым людям, которые говорят одно, а сами делают другое, примером Креста показывает, что это не просто благопожелание, а Он сам исполнил то, к чему призывает нас, Он сам распял Себя на Кресте и нам предлагает сораспятие Себе. То сораспятие, о котором святые отцы говорят так, чтобы мы услышали призыв Божий потерять свою душу ради Него и Евангелия, сделали так, чтобы все наши мысли, все наши чувства были там, у Креста Христова. Чтобы мы потеряли душу не там, где мы обычно ее теряем, совершая грех, не там, где витают наши мысли даже во время богослужения, и те чувства, которые в течение каждого дня пролетают через наше сознание, а у Креста Господня мы с вами должны потерять нашу душу. И Господь говорит: “Кто потеряет свою душу ради Меня и Евангелия, тот сохранит ее. А кто будет сохранять ее ради мнимых целей, которых так много в нашей жизни, тот обязательно ее погубит”.

И мы должны прислушаться к этому мягкому, ненавязчивому призыву Божьему к нам и сделать для себя вывод, чего мы хотим от нашей жизни, к чему мы стремимся. Если мы понимаем, что жизнь наша суетна, что те поставленные цели, которых мы достигаем, часто бессмысленны, не нужны в нашей жизни, не относятся к сути нашей жизни, значит, мы должны искать истинные цели в чем-то другом.

И Господь нам предлагает весь смысл нашей жизни положить ко Кресту Христову, чтобы там, потеряв ее к Креста, мы ее обрели вместе с Богом, который добровольно пошел на распятие нас ради человек, искупая наши грехи.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский, проповедник и писатель середины XIX века говорит о наших внешних и внутренних крестах, поясняя, что внешние кресты – это те внешние обязательства, которые мы берем на себя и часто оставляем, поэтому дорога нашей жизни покрыта этими брошенными нами крестами. Святитель Феофан говорит и о крестах внутренних – о нашей внутренней борьбе с самим собой. Сколько этих брошенных крестов на дне нашей души! И святитель говорит нам, что страсти и похоти, которые одолевают душу каждого человека, и наши привязанности обещают много наслаждений, иллюзорных благ, а внутренняя борьба ничего не обещает. Но не обещая ничего, эта наша внутренняя борьба со страстями и похотями дает нам свободу быть с Богом. Ничего не обещая, борьба наша внутренняя дает нам это, а страсти наши, обещая так много, ничего нам не дают. Они оставляют в нашей душе пустоту и смущение, бессмысленность. Поэтому мы с вами должны точно определиться: мы за бессмысленность нашей жизни, или мы все-таки должны вооружиться и проводить нашу жизнь во внутренней борьбе с самим собой, чтобы таким образом через эту борьбу приобрести подлинную свободу от себя самого. Чтобы потеряв себя ради Бога, ради Евангелия, обрести себя вместе с Богом. Бог сам найдет нас, если мы потеряем все ради Него. И тогда наша жизнь будет преисполнена смысла, смысла борьбы.

Все мы, дорогие мои, взирая сегодня на Крест Господень, который святая Церковь предлагает для нашего размышления, должны подумать не только об этом, но о многом другом, что связано с любовью Бога к нам, что связано с бессмысленностью нашей жизни. И все это попытаться сопоставить и все-таки прийти к единственному возможному заключению о том, что смысл нашей жизни, смысл наших деяний, чувств, радостей, горестей должен быть всегда с Богом, потому что без Бога все бессмысленно.

Поэтому положим свою душу, свои чувства, все то, что мы считаем нашим богатством в дар Богу, к Его Животворящему Кресту, чтобы, сделав это, приобрести душу, приобрести жизнь вечную и спасение, которое возможно только в Господе нашем Христе Иисусе. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю Крестопоклонную