Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

Слово митрополита Смоленского и Рославльского Исидора на Божественной литургии в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 29 мая 2016 г.


Христос воскресе!

Дорогие братья и сестры, сегодня Святая Церковь предлагает нам осмыслить событие встречи Господа нашего Иисуса Христа с самарянкой. Мы только что слышали 4-ю главу евангелист Иоанна Богослова, посвященную этой встрече. За три с половиной года Своего служения на земле Господь встречался со множеством народа, со многими говорил, но Господь через святого евангелиста посчитал для нас с вами важным, чтобы беседа Его с самарянкой стала известной на все времена. И это обусловлено тем, что событие, связанное с покаянием самарянки, ее обращением к Богу настолько же важно, как и все иные евангельские события, в том числе, связанные со знамениями и чудесами, которые сотворил Господь. Этой Своей беседой один на один с самарянкой Господь свидетельствует нам, что большего чуда, чем обращение человека к Богу – нет.

Самое великое чудо, которое может происходить на этой земле, – это чудо обращения человека к Богу.

Так что и фарисеи, и саддукеи, и иные враги Христа, искавшие знамения от Него, чтобы убедиться в том, Мессия ли Он, не имели такого действия, как имела беседа Спасителя с самарянкой. Это связано с тем, что не каждый из нас способен воспринимать присутствие Бога в своей жизни. Мало кто из нас способен видеть Его, слышать Его. Мало кто из нас способен вот так просто, как самарянка, признаться в своих грехах. Ведь как она отвечает Спасителю? – Да, Господи, и этот человек, с которым я живу, не муж мой. И я каюсь в том, что было у меня перед этим пять мужей… Вот это простое быстрое, моментальное, покаяние перед Богом и желание быть с Богом, веровать в Него так искренне поражает все века нас с вами, воспринимающих эти события и читающих эту беседу Спасителя с самарянкой.

Чем она отличалась от всех иных грешников, находившихся в это время рядом со Спасителем? Она отличалась тем, что она искренне покаялась на вопрошание Бога о грехах, указанных ей. Она искренне в то же мгновение обратилась ко Господу. И она стала первой мироносицей, которая возвестила жителям города о том, что Мессия пришел. Обратите внимание, что Спаситель беседовал не с единоплеменницей, не с представительницей народа иудейского, который ожидал Мессию, она была самарянкой, с которыми (с самарянами) иудеи по новопринятым своим правилам не могли общаться, потому что они себя считали высшим народом, а такие люди как самаряне, язычники не должны были прикасаться к богоизбранному народу. Но это следствие не Божьего закона, а человеческих придумок, так что Сам Господь показывает, что для Него абсолютно равно – самарянка ли, грешница перед Ним, или фарисей, законоучитель, первосвященник ветхозаветный – все перед Богом равны. Но эту самарянку от всех прочих отличает эта искренняя вера, эта самоотверженность, эта способность скоро реагировать на Божию правду.

Поэтому и мы с вами ежедневно – особенно мы, христиане, – видя чудо обращения людей к Богу должны удивляться этому величайшему чуду, должны радоваться тому, что Господь обращает людей к Себе, радоваться тому, что наши сердца бывают способными, открытыми для встречи с Богом, что еще есть люди, которые искренне признаются в своих грехах и через это искренне покаяние им открывается Бог. Почему многим из нас Бог не открывается? Почему многие из нас только теоретически верующие люди, не ощущающие, не осознающие присутствие Божией в своей жизни? Из-за того, дорогие мои, что у нас нет искреннего покаяния, нет осознания своих грехов, нет осознания жизненных ошибок, поэтому и Бог нам не открывается из-за того, что по мысли святых отцов, “в злохудожную душу не может войти благодать Божия”.

Если мы хотим просто, искренне, так, как самарянка, уверовать в Бога, мы должны не скрывать свои грехи. Не прикрывать их самооправданием, саможалением, а искренне каяться перед Богом, прося Его о прощении наших жизненных ошибок, прося, чтобы Он открылся нашему сердцу так, как открылся самарянке. И пусть не внешний блеск храмов Божиих, иконостасов, облачений, сосудов священных, пусть не благолепие пения хора и всего церковного строя жизни нашей, – пусть не внешнее, а именно внутреннее, самое простое открывает нам Бога в жизни нашей, потому что Бог – там, где просто. А весь внешний блеск – это лишь те возможности нашего восприятия величия Божия. Но самая сильная способность воспринять величие Божие – это наша простая вера в Бога, наше простое незлобивое отношение к окружающим нас людям. Именно в этом Бог. Именно там Он. И там мы способны Его открыть для собственной жизни.

Пусть образ самарянки, грешной женщины, но ставшей способной открыть для себя так мгновенно, внезапно Бога, так быстро ответившей на Его призыв, станет и для нас примером того, как мы должны реагировать на призыв Божий. Так чтобы нам, приходящим в храм Божий, осознающим, что именно здесь особым образом присутствует благодать Божия, именно здесь – через Таинства Церкви, через священнослужителей, которых поставил сам Бог, открывается нам Царствие Божие, способность прощения грехов, очищение нашего сердца, ума, принятия Тела и Крови Христовых. Пусть для всех нас это будет той самой живой водой, черпая, пия которую мы с вами не будем никогда жаждать, как мы жаждем воды материальной, а будем наслаждаться нашим сопричастием Царствию Божию, нашим соприсутствием Бога в нашей жизни, так что ни смерть, ни какие испытания – ничего не сможет разлучить нас от Бога, любящего нас и ожидающего нашего покаяния, а значит, и нашего спасения. Аминь.

Христос воскресе!

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне