Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю жен-мироносиц

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю жен-мироносиц

Храм святых стастотерпцев Бориса и Глеба, п. Хиславичи, 15 мая 2016 г.


Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Дорогие отцы, уважаемые Петр Петрович, Светлана Николаевна, Артем Викторович, братья и сестры! Христос воскресе!

Сегодня, в первый воскресный день после Недели Антипасхи, Святая Церковь предлагает нам память о святых Женах-мироносицах, а также о тех учениках Христовых, кто проявил смелость в дни страданий Его. Это Иосиф Аримафейский и учитель фарисейский Никодим.

Не всех, конечно, Священное Писание упоминает среди тех героев, которые не испугались, как ученики Христовы, но упоминает тех, кого нам точно нужно знать. В чем феномен той смелости жен-мироносиц, которые не побоялись иудеев, первосвященников, римского правительства в Иерусалиме? Они пошли ночью ко гробу, чтобы помазать Тело Иисусово. Также и Иосиф Аримафейский не побоялся пойти к Пилату, чтобы испросить возможность погребения Тела Господа. И Никодим, который все устроил так, что Господь был похоронен там, где сейчас находится святая кувуклия. И некоторые другие мужчины и жены, которые были смелы и во время страданий Христовых, и тем самым сподобились того, что Господь им первым явился, а не ближайшим ученикам по Воскресении Своем.

В чем же загадка вот этой смелости? Кто, как не ученики, все эти три с половиной года были рядом со Спасителем и слышали Его учение, видели чудеса, видели воскрешение Лазаря, дочери Иаира, слепорожденного и многое другое? Почему же не они проявляли смелость, а проявили хрупкие создания Божии – жены-мироносицы?

По общему мнению святых Отцов, толкователей Священного Писания, разгадка состоит в том, что женами-мироносицами действовала не столько сила убеждения, сколько сила любви. Вот, что может любовь человеческая! Она может преодолевать любые препятствия, стоящие на пути. Сила этой любви такова, что и жизнь свою не страшно отдать, потому что эта любовь человеческая к Богу и к людям окружающим сильнее всяких препятствий, даже сильнее самой смерти. Так что жены-мироносицы больше любили Христа тогда, поэтому и Господь, явившийся Марии Магдалине, сказал ей: “Передай Петру, что Я встречу его в Галилее”.

И о чем говорит Господь с Петром, какие вопросы задает ему, встретившись? Он не укоряет его за то, что он предал Господа, троекратно произнеся отречение, Он задает ему один единственный и главный вопрос. Этот вопрос является главным и в нашей с вами жизни, в нашем с вами отношении к Богу. Господь спрашивает Петра: “Любишь ли Меня?”.

И каждый из нас, верующий человек, должен задать себе вопросы: “Насколько я люблю Бога? На что я готов ради этой любви к Богу? И оцениваю ли я ту любовь, которую Господь проявляет ко мне, грешному?”.

Эта же сила любви двигала и святыми страстотерпцами Борисом и Глебом. Есть особенность любви человека к Богу, она часто не поддается логике и иногда противоречит ей. Она сталкивается с человеческой логикой, а значит, часто с греховным человеческим сознанием, поскольку именно такое сознание и строит любые логические конструкции. А любовь выше всего этого, она выше самой логичной логики, потому что она любит и стремится к предмету любви.

Так что ни первосвященники, ни фарисеи до конца не смогли понять и подвиг Христа, Который добровольно пошел на смерть. Они не смогли понять и силу проповеди святых апостолов, которые за несколько лет объединили всю христианскую вселенную вокруг Богочеловека Христа и Его святой Церкви. Они не могли понять, почему христиане добровольно шли на мучения, что ими двигало, ведь эти мучительства, о которых мы читаем в житиях святителя Димитрия Ростовского, настолько ужасны по восприятию, что даже лучший голливудский фильм не сможет сравниться с изощренностью издевательств над христианами первых веков. А те издевательства, которые мы в наше время видим в Сирии, когда сотни и тысячи христиан жестоко убивали!.. И нам не верилось, что это возможно, в эпоху с таким развитым гуманизмом, со всеми правами человека, правовыми механизмами. Так что никакая логика не работает, когда действует любовь Божия, и также она не работает, когда дьявол совершает свои действия.

А если мы взглянем на подвиг святых страстотерпцев Бориса и Глеба, память которых мы сегодня отмечаем, то ни их современники, ни мы через тысячу лет никак не можем понять, почему они – мужественные, сильные, крепкие телом мужчины, которые намного превосходили физически своего сводного брата Святополка, который их и убил, почему они добровольно пошли на смерть от руки брата. Ведь для человека естественно защититься, но логика и здесь не действует, потому что ими двигало совершенно иное – любовь к Богу. Та любовь, которая была способна пожертвовать собой ради мира между князьями, ради мира в стране, которую они возглавляли. И они пошли на это добровольное страстотерпчество и мученичество. И нам с вами невозможно это понять. Так же, как и врагам Отечества нашего, особенно в годы Великой Отечественной войны невозможно было понять, откуда наш народ черпал силы для сопротивления нацизму и фашизму.

Логика вещей подсказывала всему миру, что Россия должна пасть, потому что она не была настолько готова к этой войне. Но мужество, сила любви наших защитников, любви к своему Отечеству, к своей родной земле, к своим близким, родным, сделала их способными преодолевать страх и жертвовать своей жизнью. И даже ныне живущие нацисты по всему миру до сих пор не могут понять, как это произошло – победа простых солдат, победа простых женщин и детей, которые с младенчества трудились на заводах, изготавливая оружие для защитников Отечества. Все это необъяснимо, потому что любовь сама по себе необъяснима. Она есть или ее нет.

Поэтому, дорогие мои, мы все верующие люди, и пусть каждый из вас спросит себя, а насколько он любит Бога, насколько он любит ближних, что он готов сделать ради ближних? Готов ли он пожертвовать последним куском хлеба ради ближнего, как это было в те далекие, ужасные для нашей страны времена? Или мы стали настолько заевшимися – людьми, которые заботятся только о своем благополучии, которые способны воспринимать только свою беду, закрытые абсолютно от нужд и бед окружающих людей? И слава Богу, что таковых людей мало в нашем Отечестве. Все равно в нашем государстве живут и трудятся совестливые люди, способные подставить плечо и защитить тех, кто нуждается в этой защите.

И пусть для всех нас образ святых благоверных князей Бориса и Глеба будет примером мужества любви, которое является национальным достоянием нашего народа, его генетическим кодом, – способность любить Бога и ближнего, так, как никто, наверное, не способен на этой земле. И пусть Господь через молитвы святых благоверных князей Бориса и Глеба, в крещении Романа и Давида, укрепляет нас в нашей жизни, в нашем следовании за Богом, в наших отношениях с окружающими людьми, в нашем служении Отечеству, в наших послушаниях, в том числе в учебе, на работе. Все это является единой составляющей и ответом на вопрос, любим ли мы Бога и ближних, или нет. Поэтому, если кто-то из нас нечестен в чем-то, а честен в другом, значит, есть недостаток этой любви, и это нужно исправлять, нужно стремиться заполнить всю нашу жизнь любовью к Богу и любовь к ближним.

С праздником всех вас!

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю жен-мироносиц