Обновления

Слово митрополита Исидора на Пасхальной вечерне в Светлый понедельник

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Пасхальной вечерне в Светлый понедельник

Слово митрополита Смоленского и Рославльского Исидора на Пасхальной вечерне в Светлый понедельник

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 2 мая 2016 г.


Дорогие отцы, уважаемая Ольга Владимировна, руководители Администрации области и города Смоленска, воинство, представители общественных организаций, сотрудники епархии, дорогие прихожане Смоленского кафедрального собора!

Святая Церковь, прославляя Пасху Христову, смерти празднует умерщвление и иного, нового жития начало, тем самым свидетельствуя, что Господь является для всех нас победителем смерти.

Его победа отличается внутренним и внешним образом от тех побед, которые когда-либо происходили за всю историю человечества. Господь совершил эту победу не столько внешним образом, сколько антологическим, существенным образом. Поэтому и внутренние, и внешние проявления этой победы отличаются от побед человеческих. Господь Своей добровольной смертью, Своим сошествием в ад и призванием оттуда людей, ожидавших Его пришествие, и Своим преславным воскресением даровал нам такую победу, которая не может от нас быть отнятой, по сравнению с иными победами, которые были в истории человечества, эта победа – раз и навсегда.

Господь Своей победой преодолел ту пропасть, которая возникла между Богом и человечеством через грехопадение первого человека Адама. И этим мостом через непреодолимую пропасть между Богом и человеком стало человечество Христа. В этом суть Боговоплощения и рождества Христова. Господь, приняв на себя человеческую природу, всю ее полноту, и ум, и чувства, и физические свойства, принял также на Себя и те последствия, которые принес грех, влияя на каждого человека. А грех принес для каждого человека тление и смерть. Господь в той, человеческой природе, которую воспринял, став Богочеловеком, а значит, воссоединившись со всем человеческим родом, являясь Самим Источником жизни, преодолевает эту смертность природы в Самом Себе, а значит, и в каждом из нас.

Но каким образом победа Христа отразилась на нас? Господь через неразрывное, нераздельное единство Божией и человеческой природы в Себе даровал каждому из нас возможность Богообщения, и не просто общения в нашем, человеческом смысле, а общение природ – Божией и человеческой. И это общение настолько тесно достигается Христом, что мы, через Таинства Церкви, через Тело и Кровь Христовы, которыми мы бываем причастники, – становимся причастниками Божиего естества, как нам говорит об этом святой апостол Павел. А значит, мы узнаем Бога, являясь Его сотелесниками по Его Божественной и человеческой природе. Тем самым, мы получаем не просто знания о Боге, те тайны, которые Бог открывает в нас через эту причастность, – мы получаем те силы, те действия, которые делают нас соучастниками Его великой победы. Мы бываем способны, благодаря этой благодати Божией, уже присутствующей в нас телесно и природно, сопротивляться действующему в нас греху. А если мы способны противиться греху, значит, мы пресекаем действия в нашей человеческой природе смертности и тления. Именно в этом суть почитания святых мощей. Именно в этом суть нашего поклонения, которое мы совершаем перед иконами, в этом суть иконопочитания и всего того, что предметно присутствует в храме Божием как святыня. Через святыню мы мыслями и чувствами нашими восходим к первообразу, поклоняясь Тому, Кто является богочеловеческой Личностью, Самому Господу нашему Иисусу Христу.

Эта победа, которую Господь нам даровал Своей личной победой, отличается еще и тем, что она внешне не представлена масштабностью, как это бывает при великих победах, которые одерживает человек или целые народы. Она отличается своими антологическими свойствами, потому что меняет не столько внешнее, сколько внутреннее в человеке. Не столько внешняя масштабность, сколько внутренняя объективность играет здесь роль. Поэтому мы не должны смущаться тем, что эта победа, которую совершил Христос более чем 2000 лет назад, не захватила все человечество. Она захватила то, что было со стороны человечества достойно это принять. Господь вошел в тех, кто добровольно захотел принять эту победу, потому что Бог есть любовь. Эта победа, по сравнению с победами человеческими, не может быть насилием одним над другим. Победа Христа отличается от человеческих побед тем, что ее принимают добровольно, без насилия. В этом суть Божией любви к человеку. Невозможно быть верующим человеком, невозможно быть чтецом Бога без добровольного приятия Его, без приятия Его заслуг пред нами, без приятия Его любви.

Господь добровольно совершает этот шаг, без принуждения, и нас тем самым научает этой добровольной любви к Богу. Церковь Христова по образу своему, как и человек в своей сути, подражает этой любви Христовой. Дай Бог, дорогие мои, чтобы каждый из нас, ощущая себя частью этого Тела Христова, то есть, частью Церкви, мог научиться этой Божией любви, взирая на великого Победителя, имя Которому Христос.

Те, кто от Церкви ждут каких-то внешних побед, каких-то политических решений или политического сотрудничества, заблуждаются. Потому что Церковь как Тело Христово влияет только на суть человеческой природы, что более существенно, и не подвержено внешним конъюнктура, в том числе, и политическим. От Церкви никому не нужно ждать ни политических, ни каких-то иных внешних, меркантильных побед, поскольку Церковь влияет на внутреннее, антологическое состояние человека.

Мы не должны удивляться тому, что членами Церкви Божией являются не так много людей в мире. Это зависит как раз от того, что те, кто добровольно принял Христа, и являются соучастниками Его победы. Они внутренне, природно ощущают действие благодати Божией, которая им, этим людям, принявшим благодать, помогает справляться с собственными грехами и страстями и делает соучастниками победы Христа.

Русский народ всегда был народом, почитающим Бога, всегда был открытым и является таковым по отношению к действию Божиему, потому что мы знаем, что такое любовь, особенно любовь Христова. Это помогало нам всегда не только в победах внутренних – с грехом, с диаволом, – это укрепляло нам и в противостоянии врагам внешним, поскольку нет ничего более существенного в человеке, чем его внутренние силы, его внутренняя мотивация, сопряженная с личной помощью Бога. Поэтому, когда мы говорим, что русский народ является народом-победителем, а русский не по национальности, а по духу своему, – мы тем самым указываем на богоизбранничество народа. Но эта уникальность не предполагает то, что мы лучше каких-либо иных народов. Это предполагает ответственность и право. Дай Бог, чтобы наш народ-богоносец умело использовал это право ходатайствовать перед Богом о защите своего Отечества и нес бы за это ответственность – ответственность за будущее страны, ответственность за будущее поколение, которое, как нам всем представляется, должно вырасти с осознанием богобоязненности, с  осознанием невозможности и воспрепятствования совершению греха, а значит, внутреннего укрепления и сплочения, как единое Тело Христово, как Святая Церковь, как народ-богоносец.

Я всех вас, дорогие мои, поздравляю с Праздником Пасхи Христовой. Всем искренне желаю, чтобы Господь, великий Победитель смерти, Победитель ада и Победитель греха явился в каждом из нас так, чтобы все мы стали Его сопобедителями, соучастниками, так, чтобы каждый из нас ощущал в себе дух воина Христова, способного противостоять врагам внутренним и внешним и созидать единое Тело – Церковь и народ Божий, созидать свое Отечество в любви к Богу и ближним.

С праздником всех Святой Пасхи! Христос Воскресе!

 

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Пасхальной вечерне в Светлый понедельник