Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в праздник Вознесения Господня

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в праздник Вознесения Господня

Слово митрополита Смоленского и Рославльского Исидора на Божественной литургии в праздник Вознесения Господня

Спасо-Вознесенский монастырь, г. Смоленск, 9 июня 2016 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, святая Церковь воспевает Вознесение Господне словами тропаря: “Вознеслся еси во славе Христе Боже Наш, радость сотворив ученикам”. Господь, совершавший в течение трех с половиной лет земное служение народу, совершивший столько чудес, исцелений, оставивший заповеди, главные из которых – заповеди о любви к Богу и о любви к ближним, оставивший нам спасительные слова Своего учения, искупивший нас Своей честной богочеловеческой кровью, ныне возносится на небо. И ученики только сейчас, стоя на Елеонской горе, начинают осознавать, что их Божественный Учитель не искал славы человеческой, Ему это никогда не было нужно, потому что Он – истинный Бог, который вечно пребывает в славе Своего Божественного Отца. И не было ничего сотворенного Отцом, чего не видел бы Сын. Все было сделано вместе Отцом, Сыном и Святым Духом. Но слава Божия все эти годы жизни Спасителя на земле была намеренно прикрыта Божественным домостроительством для того, чтобы человеческое сознание смогло привыкнуть к Божией славе в той мере, в которой человек способен воспринимать ее. Поэтому изначально это всего лишь пение ангелов и пришедшие волхвы, потом чудо претворения воды в вино в Кане Галилейской, а затем иные чудеса вплоть до воскрешения праведного Лазаря. И самое великое чудо, которое видело человечество за годы земной жизни Спасителя – Его преславное Воскресение.

И сейчас ученики, видя отдаляющегося от них Спасителя, начинают все это понимать, подводить итоги своего учения, вспоминать каждое слово, которое Господь им говорил в эти годы. Вспоминать все те нападки на Спасителя, которые были со стороны фарисеев, первосвященников, всех тех, кто хотел убить Его, потому что не мог терпеть Божией правды. Как и всякая правда, Божия правда нестерпима для грешного человека. Он стремится к тому, чтобы забыть о ней или уничтожить правду, так как она обличает такого человека в неправде его жизни. Эти неправедные люди почти достигли того, чего хотели. Но они не понимали, что столкнулись не с человеком, а с истинным Богом, ставшим человеком. Невозможно погубить Того, кто является Источником и Творцом жизни. Но они убивали себя. Поэтому и мы, дорогие мои, если убиваем в своей душе правду, не стремимся к чистоте, целомудрию, мы убиваем не Бога, а себя, не понимая того.

Ученики радовались не тому, что Господь их покидает. Он оставил им важный обет, что никогда их не оставит, но будет пребывать с ними еще более тесным способом через действие Святого Духа, поскольку и Сын, и Святой Дух – это единый Бог, неразделимая Троица. Так что возносясь на небо, Христос обещает ученикам послать им Утешителя, Духа Святого, Который и будет тем способом их теснейшего единения не только с Сыном, но и с Отцом, что позволит им с большей силой проповедовать Евангелие правды, даст им бОльшую благодать свидетельствовать об истинности Воскресения Христова. И как же не радоваться ученикам, если божественный, родной им Учитель, с Которым они разделяли и сон, и трапезу, и обычную человеческую жизнь, возносит общую для всех нас и теперь уже ставшую общей и для Господа нашего Иисуса Христа человеческую природу. Как не радоваться тому, что часть нашего человеческого Богом возносится на небо, чтобы всегда наше человеческое присутствовало на Божием престоле не по своему достоинству, а по Божиему избранию. По тому избранию, которое Бог предназначал Адаму до грехопадения. Адам не знал этого. Он никогда не мог, как и мы с вами, проникнуть во все Божии промыслы о нас. Адам не знал, что он призван Богом стать богом по благодати. Если бы не было грехопадения, то по мысли многих древних святых отцов, все равно теснейшее единение человека с Богом произошло бы, но так, как мы себе не можем помыслить. И все равно человечество было бы соединено с Богом, но не через эти страдания, которые человек испытывал в течение тысячелетий, ожидая пришествия Спасителя, не через те страдания, которые Сам Бог претерпел ради любви к человеку, а иным, не ведомым нам образом.

Здесь и сейчас история уже необратима. Первый человек сделал свой выбор, он избрал грехопадение. Но милосердный Бог не оставляет Свое наследие в смерти и грехе, Он умаляет Себя для того, чтобы соединить изначально предназначенное для этого, возносит нашу с вами человеческую природу, тем самым подтверждая ее божественный статус, божественное предназначение. Именно поэтому, дорогие мои, Господь так часто говорит нам о соблюдении нравственности, святые апостолы в своих посланиях бесконечно настаивают на необходимости соблюдения нами целомудрия, заповедей Божиих. Именно потому что не только душа наша, сотворенная Богом личность, но и тело, наша физическая природа предназначены для славы Божией. Ярким проявлением этой славы Божией являются мощи святых подвижников, которые стали сосудами благодати Божией и к которым мы благоговейно прикладываемся, чтобы прикоснуться этой благодати. Это как раз одно из тех самых проявлений промысла Божиего о теле человеческом. То, к чему призваны и мы с вами.

Поэтому вместе со святыми апостолами возрадуемся совершенному Богом спасению человеческого рода. Возрадуемся тому, что мы сотелесники Господу нашему Иисусу Христу. Возрадуемся тому, что для всех нас открыт путь нашего спасения. Он прост и одновременно сложен. Прост, так как ясно, что нужно делать. Он сложен, потому что мы сами являемся причиной невозможности нашего спасения, причиной греха, который совершаем. Так что будем радоваться таким образом, чтобы наша радость была сопряжена с движением к Богу, с делами милосердия, исполнением заповедей Божиих. Так чтобы радость наша была не временной и суетной, а вечной, нескончаемой радостью во спасение в воскресшем и вознесшемся Господе нашем Иисусе Христе. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в праздник Вознесения Господня