Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в праздник Крестовоздвижения

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в праздник Крестовоздвижения

Слово митрополита Смоленского и Рославльского Исидора на Божественной литургии в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 27 сентября 2016 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня Святая Церковь отмечает день Воздвижения Честного и Животворящего Креста. Это торжественно-скорбный день для Святой Церкви, когда, с одной стороны, мы прославляем обретение Честного Креста через триста лет после событий, связанных с распятием и смертью Господа нашего, с другой стороны, этот день для нас скорбен, потому что мы воспоминаем Того, Кто был распят на этом Кресте. И в этой связи этот торжественный день в Святой Церкви является постным днем. И не случайно, потому что все, что связано с Крестом Господним, напоминает нам о нашем сораспятии Господу, о том, что Господь нам указывает путь, по которому и мы должны пройти, неся свой жизненный крест.

В 326 году царица Елена обрела Крест Господень. И в VII веке византийский император обрел Крест (этот же Крест), находившийся в плену в Персии. И с тех пор Святая Церковь ежегодно восхваляет Животворящий Крест Господень. Почему этот праздник называется “Воздвижение”? Потому что в этот день при стечении множества народа православный патриарх всегда возносил этот Крест горе к Небу на все четыре стороны, чтобы весь народ Божий поклонялся ему с пением: Господи, помилуй! Так литургически закрепилась народная традиция поклонения воздвигаемому Кресту Господню. Для нас с вами важно понимать, что некогда позорное орудие казни в римской власти, к которому приговаривались только те люди, которые совершили убийство, также на крестах распинали рабов, – эта казнь для Господа нашего Иисуса Христа была той мерой, которую Он, Бог, учредил для человека в качестве спасения, потому что некогда попираемый крест с тех пор, когда на нем был вознесен Господь наш Иисус Христос, стал Честным и Животворящим.

Святой апостол Павел в послании к галатам говорит: чем я могу хвалиться? – только немощами своими, и что самое главное – могу хвалиться Честным и Животворящим Крестом Господним, на котором был распят наш Спаситель. А поскольку Крест явился символом, знаком победы Господа нашего Иисуса Христа над смертью, то святой Ипполит Римский, муж апостольский (то есть – преемник апостолов, святитель рубежа I-II веков), сказал нам о том, что Крест Христов является знаком победы, является тем трофеем, который мы, христиане, несем с собой. А трофей, мы знаем, – это некий предмет или оружие, которое мы захватываем у врагов наших, так вот это трофей победы Христа над смертью.

И мы с вами с тех времен, с I века, как только почитался Крест Господень, поклоняемся ему. Почему мы обращаемся к нему как к личности в наших вечерних и утренних молитвах? Потому что Крест Господень настолько соединился с Христом, что обращаясь к нему, безусловно, мы имеем в виду, что на нем был распят Господь, и обращаясь ко Кресту, мы обращаемся к той силе, которой владеет это Древо, а эта сила – Божия благодать, спасающая нас от смерти. Обращаясь лично ко Кресту, не нужно нам смущаться, потому что мы обращаемся к Богу, Который Своей благодатью навсегда почил на этом Крестном Древе, которое навсегда является символом победы жизни над смертью, является знаком, который отличает христиан от нехристиан, знаком торжества православия над языческим миром.

И мы, как и в те времена, как и в I веке, в начале XXI века обращаемся ко Кресту Господню, поклоняемся ему и просим, чтобы Господь благодатью Своей укрепил нас в нашей христианской жизни, в нашем несении своего личного христианского креста, чтобы Господь дал нам Свою силу, поскольку человеческими силами невозможно христианину совершать свой подвиг. Никто своими человеческими силами не способен совершать пощение, не способен от души, от сердца прощать обиды ближним, совершать добро вопреки торжеству зла в мире – все это мы способны совершать только силой Божией, которая сосредоточена в Кресте Господнем.
В этот день будем с особым благоговением преклоняться ко Кресту Господню, понимая, что через этот символ, знак Божией благодати нам дается сила для личного подвига, через этот символ Господь совершил Свой подвиг спасения рода человеческого, через этот Животворящий Крест Господень каждый из нас получает исцеление души своей, укрепление духовных, телесных сил. И та благодать, которая дается через Крест Господень, освящает окружающий нас мир. Именно поэтому всегда Церковь Православная утверждала кресты повсеместно, понимая, что Крест Господень освящает окружающую природу и напоминает всем людям о подвиге, совершенном Богом ради человека.

Будем сегодня преклоняться коленопреклонно перед Честным и Животворящим Крестом Господним и будем прославлять воскресение Господа нашего, которое совершилось через Его человеческие страдания, через Его самоуничижение, через Его свидетельство того, что Он бесконечно, до самой смерти возлюбил род человеческий, так возлюбил, что отдал жизнь Свою за нас. Но Бог не может лишиться жизни, потому что Он сам является источником жизни, так что и сама жизнь распинается за нас, чтобы мы навсегда запомнили, что Бог бесконечно, так, как мы себе не можем представить, любит нас и ждет от нас ответной любви – любви в исполнении заповедей, любви по отношению к ближним нашим, чтобы мы, научаясь Божией любви к нам, смогли распространять ее по всему лицу земли. И пусть знамение Креста Господня всегда для нас будет напоминанием о любви Божией к нам. С праздником вас, с Воздвижением Честного и Животворящего Креста!

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в праздник Крестовоздвижения