Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в праздник Крещения Господня

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в праздник Крещения Господня

Слово митрополита Смоленского и Рославльского Исидора на Божественной литургии в праздник Крещения Господня

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 19 января 2017 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, почему нынешний праздник называется днем Крещения Господня? Почему все мы сегодня пришли помолиться Богу в этот день и, кроме этого, почерпнуть Крещенской воды, для того чтобы, взяв домой, использовать в течение всего года это освященное естество?

Крещение Господне, это событие переживается нами так потому, что Господь входит ныне в воды Иордана, чтобы исполнить всякую правду. Господь говорил Своим ученикам – Я пришел на эту землю не нарушить законы и предсказания пророков, но исполнить все это. И вот, видя грядущего перед Собою грядущего Пророка и Предтечу Иоанна, который повелевал всему народу иудейскому без исключения принимать крещение покаяния, омовение телесное ради будущего, грядущего, которое совершит Мессия, как об этом говорил Креститель. Господь, являясь по национальности евреем, обязан был исполнить повеление последнего ветхозаветного пророка, коим являлся Иоанн Предтеча. И Он смиренно идет в воды Иордана для того, чтобы исполнить всякую правду.

Мы слышим, как Креститель Господень говорит Богу – Господи, это я у Тебя должен принимать Крещение! И Ты ли стоишь здесь? Но Господь повелевает ему не рассуждать и оставить эти мысли, исполнить то, что повелел ему, Крестителю, Небесный Бог. Иоанн Креститель смиренно возносит свою руки над Творцом мира для того, чтобы исполнить эту правду.

Но не так все просто. Есть отличительное свойство того, что, если бы человек стоял под рукой Иоанна и Сам Творец мира. Поэтому, когда преклоняет колена Свои Спаситель в водах Иордана, вода начинает течь в обратную сторону. Вся стихия сотрясается от того, что Творец мира вошел в стихию. Сам Иоанн Предтеча, и все окружающие люди видят явление Всех Трех Лиц Святой Троицы. И глас Небесного Отца, повелевающий слушать пришедшего креститься Спасителя, и Дух Святый, Третье Лицо Святой Троицы, явленное здесь в виде голубя, означающее благодать Святого Духа, явленная около Спасителя и являющаяся в Нем, в Творце мира, также свидетельствует о том, что здесь находится не рядовой человек, который пришел омыть тело свое, а Сам Спаситель мира, Который освящает все естество водное этим Своим вхождением в воды Иордана. С тех пор Крещение является Таинством, которое вводит нас в жизнь вечную. И воды, которые с тех пор освящаются Богом Самим, являются для нас спасительными живительными водами, которые, как об этом говорят песнопения Богослужения, “скачут в жизнь вечную”.

Все мы в это день стараемся взять освященной Крещенской воды для того, чтобы омыть естество свое. Для того, чтобы, как об этом говорят Святые Отцы, через прикосновение этой святой воды к нашей человеческой природе, к нашему телу, мы получили, прежде всего, освящение нашей души, потому что тело, пока мы живем здесь, неразрывно связано с жизнью нашей души. Через это водное естество, через эту водную материю мы получаем воздействие на нашу душу, не только тело наше очищается от скверны. И дай Бог, как это советуют Святые Отцы, дай Бог, чтобы эта благодать, к которой мы прикасаемся, через воду Крещенскую достигала нашего сердца, потому что просто омовение нашего тела и даже омовение души, если не омылась глубина нашего сердца, часто бывает бессмысленным.

Более того, в наше время это модное действо – окунаться в Крещенскую воду, потому что всякий человек, даже неверующий, понимает и чувствует на себе, что это не простая вода, что, входя в нее, он получает облегчение души, бодрость духа, силы, природу которых он не может постичь. Мы видим множество людей, которые даже не ходят в храм Божий, не понимают, что является в этой жизни источником благодати. Они окунаются в воды сегодня ночью и думают, что этого достаточно для спасения души. Но это все недостаточно, дорогие мои. Само механическое принятие в себя Крещенской воды не является залогом спасения. Залогом спасения, как об этом говорил Пророк и Предтеча Креститель, является наше сердечное покаяние перед Богом. Только в случае нашего покаянного отношения к Богу, нашего сердечного сокрушения, принятие Таинства Святого Крещения, так же, как и принятие этой освященной Богоявленской воды, да и всякого Таинства Божия, для нас является спасительным.

Если в нас нет покаяния, сокрушения о своих грехах, то принятие любого Таинства, принятие освященной воды может быть даже нам во осуждение и во вред, даже физически. Поэтому мы должны понимать очень ясно для себя, что всякое участие наше в Таинстве Божием должно сопровождаться сокрушением сердца, нашим смирением перед Богом, пришедшим в мир и дающим нам все необходимые дары, силы, благодать для того, чтобы мы спасались в смиренномудрии сердца нашего.

Я прошу вас и сегодня после совершения Великого освящения воды проявлять к этой водной освященной стихии благоговение перед ней, не как перед личностью, а как перед той материей, которую освятил Сам Бог, давая нам эту силу для укрепления нашей души и нашего тела.

Пусть эта освященная вода, как и наше духовное участие в переживании Таинства Крещения Господня, так же, как и переживание того, что однажды совершилось над нами в виде Таинства Крещения, которое получили все мы, став родными Богу, со-телесниками Христу, носящими Его христианское имя, – пусть все это в совокупности будет для нас поводом к тому, чтобы изменить свою жизнь в сторону Христа. Для того, чтобы сделать необходимые шаги Ему навстречу, Богу, ныне принимающему и освящающему водное естество, указующему нам, что единственная дверь в Царствие Небесное – это покаяние и принятие Таинства Крещения. И никакой иной двери в Царствие Божие нет, кроме той, которую указывает Сам Господь, пришедший в мир и давший нам знания, которые нас ведут к нашему спасанию.

С праздником всех вас! С Крещением, Богоявлением Господним!

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в праздник Крещения Господня