Обновления

Слово митрополита Смоленского и Рославльского Исидора в праздник Обрезания Господня

Главная > Проповеди > Слово митрополита Смоленского и Рославльского Исидора в праздник Обрезания Господня

Храм святого великомученика Георгия Победоносца, г. Ярцево, 14 января 2017 г.


Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, по повелению Божию, данному человечеству со времен Авраама заветом единства человеческого рода с Богом было Божье установление совершать обрезание крайней плоти мужескому полу. Это действие было видимым знаком того, что всякий человек ради Бога, ради любви к Нему усекает плоть свою и приносит в жертву эту часть человеческого тела с кровопролитием. И это Господь установил ради того, чтобы человек видимым образом, сообразуясь с теми мыслями и чувствами, которые человечество имело в тот период, помнило о том, что этот завет, этот союз между человеком и Богом установлен вот таким образом, видимым, серьезным образом. Этот завет был повторен и пророку Моисею о том, чтобы всякий человек мужеского пола совершал в посвящении Богу это священное действие.

Господь, пришедший в мир плотию Своею, родившийся от Безневестной, Пречистой и Пренепорочной Матери Божией, добровольно идет на то, чтобы исполнить данный Им же Самим человечеству закон. Это Он делает, по толкованию Святых Отцов, для того, чтобы убедить человечество в том, что спасение возможно только через исполнение закона Божия. Тогда по исполнению ветхозаветного закона, ныне, по пришествию Его во плоти и особому Божьему откровению любви, Он дает этот закон любви, когда мы, по слову апостола Павла, которое мы сегодня слышали в Послании к Колоссянам, обрезываемся обрезанием нерукотворенным в Таинстве Святого Крещения. Это обрезание ныне, по пришествию в мир Спасителя, в Новом Завете является отсечением нашей греховной воли и символическим пролитием нашей мученической христианской крови.

О чем идет речь? О том, что всякий христианин в Таинстве Крещения отрекается от дел плоти, отрекается от закона, который ему внушает дьявол, и сочетается со Христом. Именно поэтому в Таинстве Крещения каждый из нас и совершает это обряд отречения от сатаны и сочетания со Христом видимым образом, и через плюновение и дуновение, и через троекратное хождение вокруг купели. Все это символизирует то, что мы отсекаем все свое греховное – волю, прежде всего. И в этом отсечении греховной воли отсекаем все помыслы сердца нашего.

Как говорит об этом священномученник Фадей Успенский в своей проповеди, мы отсекаем свое сердце, но не страстями и похотями, а отсекаем наше сердце слезным покаянием, нашим исправлением жития, нашим отречением от прошлой греховной жизни. Действительно, многие святые отцы говорят о том, что христианский образ жизни для каждого из нас является бескровным мученичеством, потому что требует от нас самоотречения, что является самым серьезным для нас подвигом. Пойти и совершить какой-то внешний подвиг во многом легче для всякого человека, чем совершить подвиг внутренний, избавившись от всех греховных сокровенных мыслей и чувств, подчинить себя воле Божией и мученически сопротивляться этим греховным движениям, чтобы умолить Бога дать благодать Святого Духа, которая бы уврачевала раны нашего сердца и нашей души. Это поистине подвиг, как это замечают все Святые Отцы. И святитель Василий Великий, который по Божьему милосердию и воле Его, преставился именно в день Обрезания Господня, всей своей жизнью, своим великим учением проповедовал это нерукотворенное обрезание ради Христа.

Поистине, как об этом говорит его младший брат и друг святитель Амфилохий Иконийски, он духовно обрезал свое греховное сердце. Очистил его благодатью Святого Духа, чтобы послужить Христу, чтобы принести не только плоды покаяния, но и многие плоды благодати Святого Духа, которые черпаем ныне и мы через его аскетические проповеди, через его гимнотворчество, через Литургию святителя Василия Великого, которую мы сегодня совершаем, через его наставления пастырям и мирянам, которые вошли в свод канонов Церкви, регулирующих жизнь и деятельность церковно- и священнослужителей и мирян своими учениями и правилами. Многое другое великое наследие – толкование Священного Писания и то Добротолюбие, которое они вместе со своим другом святителем Григорием Богословом собрали вместе из проповедей и наставлений учителя Оригена. Все это великое наследие святителя Василия Великого является теми духовными плодами, которые возможно человеку получить, только когда он отсекает греховное сердце свое, приуготовляет храм души своей для того, чтобы в него вместился Сам Бог, пожил в нем и сотворил те богатые милости лично для человека и для окружающих его людей.

Поэтому сегодня, в этот праздник Обрезания Господня, мы осмысляем еще и подвиг святителя Василия Великого, который совершил это обрезание духовное и показал всей Церкви Христовой, как должен жить всякий христианин.

Пусть для нас этот великий угодник Божий, великий учитель Церкви Христовой и великий святитель, будет примером того, как мы должны относиться лично к себе, к окружающим людям, насколько сильно в нас должна гореть вера Богу, способная попалить не только грехи наша, но и убедить окружающих нас людей в истинности веры. В подвиге святителя Василия Великого понятно выражение преподобного Серафима Саровского, память которого мы будем отмечать 15 января, “Спаси себя сам, и вокруг тебя спасутся тысячи”. К этому призывается не только каждый священнослужитель, но и каждый из вас, присутствующих здесь, – призывается к тому, чтобы быть светильником на свечнике Господнем, чтобы освещать жизнью своей, мыслями своими, чувствами своими окружающий мир, Это главное назначение человека, данное ему Богом. Это главная задача, которую каждый из нас с вами должен исполнить в своей жизни.

Пусть этот праздник Обрезания Господня для всех нас будет напоминанием того, что мы должны обрезать духовность сердца нашего в молитве покаяния, в исправлении жизни нашей. Пусть эта мученическая кровь, которая нами духовно проливается, будет видимым знаком нашего покаяния. И не только того покаяния, которое мы совершаем у аналоя перед священником, разрывая записку с перечислением грехов наших, а пусть это обрезание будет реальным, видимым для ума нашего, это покаяние будет внутренним, деятельным, так, чтобы нам не только формально в храме Божием, но и в глубине сердца своего принести Богу этот плод духовный обрезания сердца нашего и убедить себя жить во Христе и со Христом, отвергая все наносное, все временное, все ненужное. Пусть святитель Василий Великий будет нам в этом помощником, молитвенником и наставником нашим.

С праздником вас Господним! С праздником в честь святителя Василия Великого!

Главная > Проповеди > Слово митрополита Смоленского и Рославльского Исидора в праздник Обрезания Господня