Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю Воспоминания Адамова изгнания

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю Воспоминания Адамова изгнания

Слово митрополита Смоленского и Рославльского Исидора на Божественной литургии в Неделю Воспоминания Адамова изгнания

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 26 февраля 2017 г.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры! Святая Церковь в подготовительные недели к Великому посту настраивала нас на то, чтобы мы достойным образом совершили поприще Святой Четыредесятницы.

Святые Отцы говорят, что если посчитать математически, то Великий пост является той десятиной года, которую мы можем принести Богу в дар. Поэтому Церковь особым образом настраивает нас на этот незначительный промежуток времени, чуть более сорока дней, если считать и Страстную седмицу, которая не входит в Святую Четыредесятницу, а особо отстоит как время Страстей Господних.

Святая Церковь говорила все эти недели о том, какие чувства и мысли нас должны посещать в дни Великого поста, что мы должны взять с собой в этот путь, потому что Христос есть Путь, и Истина, и Жизнь, как Он Сам о Себе сказал. А смысл того, что мы будем поститься, как раз и есть наше приближение ко Христу, и никакой иной цели нет. Не может быть достойным тот пост, который мы совершаем ради похудения или, может быть, ради того, чтобы окружающие нас люди увидели, какие мы благочестивые и ради многих других чувств, о которых мы слышали в притче о мытаре и фарисее, притче о блудном сыне, и притче о Страшном суде.

Сегодня мы с вами осмысляем событие, которое Церковь предлагает для размышления нашего в последний день накануне Великого поста – изгнание Адама из Рая. И в Адаме мы узнаем самих себя, во-первых, потому, что Адам – это первый человек. Все мы, потомки Адама, вспоминаем об этом страшном событии, страшном – потому что и все мы лишены того Царствия Небесного, в котором могли бы находиться, если бы не согрешил первый человек. Сегодня мы могли бы стоять не здесь, на этой бренной земле, а там, в Царствии Божием. Поэтому для нас очень важно понимать причины того, почему Адам был изгнан из Рая, что с ним произошло.

Понимая, что грех стал причиной изгнания Адама из Рая, понимая, кто соблазнил его, этого хрупкого, еще не окрепшего в духовной жизни человека, понимая, сколько в нас, даже в том непадательном состоянии, как об этом пишут святые отцы, говоря о природе Адама до грехопадения, сколько в нас может вместиться, кроме добра, и злых мыслей и чувств, мы должны понимать и то, с чем мы идем, для того, чтобы духовно вернуться в Отчий дом, который для нас пока закрыт.

Святая Церковь в Послании к Римлянам и евангелист Матфей говорят о том, что необходимо нам для того, чтобы, встав на этот путь, достигнуть Христа, свидетельствуя, как об этом говорят святые отцы, о том, что главным условием достижения Царствия Божия является освобождение нас от всего того, что задерживает нас в этом вознесении в Царство Небесное. А нас задерживают наши грехи, наши земные пристрастия, наши привязанности к тем делам, предметам, которые являются предметами не только дел, но и чувств. Мы находимся в плену этих вещей и образов. Для того, чтобы понять, пленены ли мы ими, достаточно всего лишь встать перед иконой, или даже сейчас, во время богослужения, подумать о том, какие мысли посещают нас в эти минуты. И если нас ничего не обременяет в этой жизни, то и никаких земных мыслей у нас нет, только мысли о небесном – Боге и нашем спасении.

Но такого у нас нет. Потому что даже во время богослужения мы почти каждую минуту отвлекаемся на что-то земное, вещественное. И если не думаем о том, что находится за пределами стен этого священного храма, то мысленно осуждаем ближних, оцениваем их. Тем самым наши мысли и чувства не воспаряют к Богу, а остаются здесь, на грешной земле, как та птица, которая пытается взмыть в небо, но ее удерживают какие-то веревки. Так и наша душа не готова воспарить к Богу, потому что ее удерживает так много всего ненужного. Святые Отцы говорят о том, что мы должны сделать, чтобы освободиться от этих цепей, удерживающих нас в этом тленном мире. Мы должны, прежде всего, настроиться на доброделание, на то, чтобы, преодолев себя, сделать тот необходимый рывок, который поможет нам возвыситься, встать на этот путь к Царствию Божию. Это первое условие. Второе условие – нам необходимо примириться с ближними нашими, поскольку именно наше осуждение, наша злоба на ближних – есть те путы, которые не дают нам возвыситься к Богу. Третье главное условие – нам необходимо все свои мысли и чувства направить к Богу, и, преодолевая противодействие собственной человеческой греховной природы, с помощью Божией возвыситься к Богу, протянуть Ему руки, чтобы Он, как милостивый Отец, взяв нас за руки, ввел в Царствие Божие.

Легко эти образы привести для всех нас, но тяжело совершить все эти необходимые условия. Господь нам сегодня указывает на то, что весь смысл наших действий должен быть обращен к единственной Цели – ко Христу и что, может быть, недостаточно наших с вами сил, чтобы обрести Царствие Божие. Но Он, милостивый Отец, готов и способен нас самих, не по достоинству нашему, не по чести нашей, а по Его отеческой любви взять нас в Царствие Божие.

Поэтому, как нам советуют святые отцы, освободим себя в эти дни Святой Четыредесятницы от всего того ненужного, что отвлекает нас от стяжания Царствия Божиего. Возьмем, как говорят святые отцы, щит нашей веры, нашей любви к Богу. Наденем на себя шлем наших добрых дел, смирения и послушания. Возьмем в руки свои оружие Великого поста для того, чтобы защищаясь, через нашу молитву от козней диавольских и совершая, в том числе, как воины Христовы, наши решительные действия по движению вперед к Богу, используя меч нашего поста, нашего воздержания, наших сугубых молитв, нашего приобщения к благодати Божией через Таинство покаяния, Таинство причащения Тела и Крови Христовых, мы двинулись вперед, чтобы, пройдя эти дни Святой Четыредесятницы, достигнуть переживания Церковью дней Страстей Христовых. Участвуя в этих спасительных страстных днях, когда вся вселенная переживает предательство Спасителя нами, человечеством, потому что и те, кто предал Христа, – это те люди, которые состоят с нами в родстве, мы должны пережить эти события, прочувствовав нашу богооставленность, желание нам с вами соединиться со Христом, встретить Его, воскресшего из мертвых, пережить нашу личную Пасху, получить воскресение нашей собственной души.

Пребывание с Воскресшим Христом, безусловно, воскрешает душу того, кто находится рядом с Ним, для того, чтобы все это пережить, раскрыв весь свой человеческий потенциал. Как говорит нам преподобный Максим Исповедник, приближение к Богу не отрицает человеческого в нас, но наоборот – раскрывает его, чтобы через все это достигнуть нам Царствия Божиего, пусть пока мысленного и духовного, чувственного, но здесь, на земле, испытать это Царство Небесное, как испытывали его наши предшественники, святители, преподобные мученики, которые еще при жизни своей были гражданами Царства Небесного.

Пусть не каждый из нас достойно совершит дни этой Святой Четыредесятницы, потому что достойно все невозможно совершить для Бога. Но пусть каждый из нас приложит хотя бы малую толику своих усилий. Пусть каждый из нас принесет самую малую жертву, отказавшись от самых главных страстей, которые беспокоят каждого из нас. Тогда вы увидите и почувствуете, как Господь не заслуженно, а даром дает ту благодать, которая все больше и больше возводить нас в Царство Небесное. Пусть для нас эти слова – Царство Небесное – будут не чем-то сказочным, заоблачным, а тем реальным, чего мы должны достичь в нашей жизни через преображение нашей души, через наше крестоношение, без которого невозможно наше спасение.

Пусть каждый из нас в день Святой Четыредесятницы допустит для своей жизни крестоношение. Пусть каждый из нас решит для себя совершить для себя свой личный подвиг. И тогда мы, совершив этот личный подвиг, будем причастниками Царства Небесного.

Пусть наступающий период святого Великого поста будет для каждого из нас спасительным и благодатным времяпровождением. Пусть все мы в эти святые дни обретем своего Христа, Который откроется каждому из нас так, как Он открывается святым угодникам Божиим, которых мы сегодня мысленно на этом богослужении призываем нам в помощь, свидетельствуя о том, что не своими силами, а благодатью Божиею и их предстательством, их молитвами, особенно Смоленских угодников Божиих, мы могли бы совершить этот спасительный пост.

Самое главное, что мы должны помнить – без примирения друг с другом мы не способны достигать Великого поста.

Пусть каждый из нас сегодня попросит прощения друг у друга. Попросим прощение у тех, кого обидели мы, попросим даже у тех, кто делал нам зло и продолжает его делать. Мы тогда сможем абсолютно облегченными войти в Царствие Божие, примирившись друг с другом, примирившись со своей душой, получить примирение с Богом, ожидающего нас в Царстве Божием.

Пусть Святая Церковь, в которой все мы сегодня находимся, для каждого из нас будет тем отражением Царства Небесного, которая нас уже здесь и сейчас вводит в него.

Всех вас, дорогие мои, поздравляю с наступающими днями Святой Четыредесятницы. Поздравляю, потому что это праздник для нашей души. Пусть каждый из нас, как об этом говорит Господь в Евангелии от Матфея, будет радостным, счастливым. Пусть каждый из нас понимает, что это есть та самая работа Господеви, которую от нас ждет Христос.

С праздником вас всех, с воскресным днем!

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю Воспоминания Адамова изгнания