Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в четверг Страстной седмицы

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в четверг Страстной седмицы

Слово митрополита Смоленского и Рославльского Исидора на Божественной литургии в четверг Страстной седмицы

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 13 апреля 2017 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня Великий Четверток, день, когда Господь вместе со Своими Учениками совершает Тайную Вечерю, преломляет хлеб и благословляет вино, свидетельствуя тем самым о Своей Божественной любви, давая людям то, что необходимо для их спасения.

Мы только что слышали продолжительное Евангельское чтение, которое является Страстями Христовыми, историей любви Богочеловека к нам, грешникам. Богочеловека, Который называл Своих Учеников друзьями, Который предавшего Его и целовавшего Его Иуду назвал другом, Который предупреждал Иуду на Тайной Вечере о том злодеянии, к которому готово его, Иудино, сердце, Который добровольно шел на страдания, зная, что с Ним произойдет, призывая Своих Учеников молиться. “Бдите и молитеся, да не внидете в напасть”, – говорил Господь уставшим и обессилевшим ученикам. Он добровольно предает Себя в руки первосвященников и старейшинам, зная, что это окончательная история Его страданий, который предстоят Ему в эти несколько дней.

Это история, которую не смог постичь ни один ученик. Петр говорил Ему – Господи, пусть все предадут Тебя, но я не предам. И Он, пророчествуя, отвечает Петру – ты отвержешься от Меня трижды. Мы видим бегство учеников. Мы с вами видели отвержение ближайшего ученика – апостола Петра – от Спасителя, от страха, конечно же. Мы видели, как Он, Спаситель мира, предает Себя в несправедливые, беспощадные руки людей, в наши с вами руки, потому что это наша с вами человеческая история, в которую вошел Господь. Это Он от нас с вами пострадал.

Страсти Христовы – это кульминация истории человечества, принимающего в мир Бога. Это реакция мира на присутствие в мире Бога. Ничего удивительного в этом мы не усматриваем, потому что мы являемся свидетелями того (в наше время, в наши дни), как Бог, приближаясь к миру и совершая Свое спасение в мире, получает от мира не благодарность, не молитвы, а раздражение. Бог получает в этом мире противодействие, хулу.

Мы понимаем, почему это происходит: потому что князь мира сего – дьявол. А дьявол противится Богу и среди нас ищет себе помощников и служителей. Мы с вами должны понимать – если мы не служим Богу, если не служим правде и истине, – мы, не осознавая того, мы являемся служителями богоотступника, дьявола. Поэтому мы не удивляемся этим эпизодам в Евангелии, который сегодня слышали. Нам кажется невероятным – как это так, люди, видя живого Бога, поступают так несправедливо, ищут лжесвидетелей, в нарушение всякого человеческого закона предают Его на избиение, издеваются над Ним, распинают и предают смерти. Но когда мы будем понимать, что за этим кроется зло, которое не от мира сего, а зло противления самого дьявола Богу, то нам становится понятным, почему люди, подверженные этому злу, совершают подобные поступки.

Но эти подобные поступки совершаются и сейчас, ничего с тех пор не изменилось. Пример тому – теракт в Санкт-Петербургском метро. Вопреки всякой человеческой логике, вопреки всяким смыслам люди идут и совершают самоубийства, вовлекая в смерть окружающих людей. Это против логики. Это дьявольское действо, которому мы становимся подвержены. А те призывы в Интернете, те социальные группы, которые нам кажутся безобидными, на которые так падка молодежь! Увлекая молодежь этими призывами – сначала делать себя красивее, а может, совершить какие-нибудь благие, безобидные поступки, но потом их те интернет-лидеры, даже не очень старые, а совсем молодые, призывают совершать страшные деяния, в том числе, деяния, влекущие за собой прекращение жизни.

Вот то зло, которое лежит в мире, которое не только взрослых людей, но, к сожалению, и детей наших сейчас, в эти дни, вовлекает в зло. Дети этого не понимают, потому что пока в силу детскости своей, не способны различить добро и зло. Задача нас, взрослых – предупредить детей, вовремя, в самом начале их жизни говорить, что есть добро, а что зло, где истина, где правда, а где та несправедливость, которая приводит, в том числе, и к богоотступничеству и богопредательству. Поэтому, на каждом взрослом – невероятная ответственность за будущее поколение России, за наше с вами будущее, которое, если мы не потрудимся, будет для нас очень облачным. Но все это возможно тогда, когда мы находимся в богоневедении, когда мы, сам взрослые, не отличаем добро от зла, когда мы не стремимся к нравственной чистоте, к благу, когда мы не способны различить истину, потому что вовлечены только лишь в прожигание своей жизни. Господь не только Своим ученикам в Гефсиманском саду, но и нам говорит: “Бдите и молитеся, да не внидете в напасть”.

Сегодняшний день является ярким показателем того, сколько людей стремится к Богу, сколько в сегодняшний день людей кается. То малое количество народа, которое мы видим сейчас в кафедральном соборе – из более, чем трехсот тысяч смолян мы видим считанные единицы. О чем же мы можем говорить, о каком покаянии народа, о каком стремлении к нравственности, чистоте, любви к ближнему и к Богу, если нас здесь так мало…

Дорогие мои, будем молиться не только за себя. Будем молиться за тех, кто находится в неведении, кто не встретил в своей жизни Воскресшего Христа, кто по лености своей и по нерадению не делает шагов навстречу Богу, а может, даже где-то и предает Его. Но, подражая Христу, Который благословлял ненавидящих Его, Который говорил людям, наносящим Ему телесные повреждения и вред, – други Мои, – подражая Самому Христу будем молиться горячо Богу о том, чтобы Господь вразумил нас, чтобы укрепил нас, чтобы умножил стадо Свое, Воинов Христовых, чтобы подрастающее поколение жило в богобоязни, в чистоте, в стремлении послужить Богу, людям и Отечеству, чтобы старость наша была преисполнена мудрости. Ведь даже сейчас мы видим большинство молодых людей. А где наши старики, которые находятся на пенсии и могут прийти в храм? Где они? О каком возрождении духовном мы можем с вами говорить…

Поэтому, в эту страшную годину богоотступничества помолимся о том, чтобы молящийся ныне в Гефсимании Господь помиловал всех нас, не навел на нас гнев Свой праведный, даровал нам силы и мудрость. Вместе со святыми учениками, которые присутствуют днесь, на Тайной Вечере, будем молиться о том, чтобы Господь открыл духовные очи наши, которыми мы способны видеть Бога, способны различать добро и зло. Будем в этот день, в который Господь показал Своим Ученикам, как Он любит их, а врагам Своим показал, как Он их благословляет, – будем вместе со святыми учениками молиться о том, чтобы Господь, вошедший в Иерусалим и страдающий за нас, искупил и нас, даровал нам силы к нашему личному воскрешению души. В этом нам поможет то самое главное средство, которое Господь даровал Церкви Своей – это жертва Христова, Тело и Кровь Его, через приобщение к которым мы становимся сотаинниками Страстей Христовых, сотаинниками Его искупительной жертвы, сотаинниками Его преславного Воскресения.

Будем молиться сегодня: “Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но, яко разбойник, исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем”. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в четверг Страстной седмицы