Обновления

Слово митрополита Исидора в день прославления преподобного Герасима Болдинского

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в день прославления преподобного Герасима Болдинского

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в день прославления святого преподобного Герасима, Болдинского чудотворца

Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь, с. Болдино, 15 мая 2017 г.


Во имя Отца, Сына и Святого Духа.

Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодняшнее Евангельское чтение  (Ин., 4:5-42) посвящено памяти события встречи Господа нашего Иисуса Христа с самарянкой. Как об этом свидетельствует четвертая глава Евангелия от Иоанна, Господь по дороге в Галилею заходит в Самарийский город Сихарь, где был источник праотца Иакова. Из этого кладезя народ почерпывал воду. Все знали, что это колодец, который исторически был установлен праотцем Иаковом. Народ тот, хотя и не исповедовал иудейскую веру, с благоговением относился к этому историческому духовному месту.

Когда некая самарянка, молодая женщина, пришла почерпнуть для своих хозяйственных нужд воду, мимо проходил Спаситель. Поскольку это был жаркий полдень, Он вместе с учениками направился к колодцу для того, чтобы напиться, подкрепить силы. Увидев самарянку, Господь сказал ей то, что послужило духовному спасению ее и всего этого самарянского населенного пункта.

Мы с вами в этой продолжительной беседе, которую только что слышали, обратили внимание на то, что Господь указывает самарянке на некую альтернативу того, что она никак не могла взять в свой ум. Господь ей говорит – конечно же, ты можешь почерпнуть для Меня воды из этого колодца, но той воды, которую дам тебе Я, никто, кроме Меня, не может нигде почерпнуть, потому что только та вода, которую Я даю, имеет такие свойства, что употребляющий ее не возжаждет вовек.

Святые отцы, говоря о библейском толковании воды, свидетельствуют, что вода знаменует собой благодать Святого Духа, которая, воздействуя на нас, очищает нашу совесть, посвящает нам наш ум, дает богопознание. Именно поэтому символ воды всегда присутствует во многих Таинствах Церкви. Этот символ знаменует для нас реальность событий, реальность ощущения нашего, присутствия в нашей жизни Бога.

Мы с вами из слов Спасителя должны ясно понимать, что только Господь может давать нам благодать Святого Духа. Никаких иных источников, которые подают живительную воду для нас, нет. Нам нет смысла искать иных источников жизни вечной. Никакой не может быть альтернативы благодати Святого Духа, которая подается через Господа нашего Иисуса Христа. Только эта вода является единственно живительной для нас. Это мы должны очень ясно усвоить.

Самарянка со Спасителем говорили о месте поклонения Богу. Господь сказал слова, которые не понятны не только самарянке, и многим из нас, непросвещенным Духом Святым. Господь говорит ей, что истинными богопоклонниками бывают только те, кто кланяется Богу в истине. Только эти богопоклонники являются подлинными в духе Истины, причем Истиной является Сам Христос. В духе – означает то, что мы принимаем от учения, от живой воды Господней.

Для нас, с одной стороны, это воодушевляющие, но с другой стороны – это грозные слова. Грозные потому, что мы часто жизнью своей, пытаясь достигать своего, мирского блага, своего мирского счастья, часто используем небожественный источник. Мы прибегаем к разным источникам так называемого человеческого счастья, думая, что они способны удовлетворить нашу духовную жажду. Мы ошибаемся, потому что ничего, кроме Бога, не способно утолить жажду нашей души, наполнить наше сердце благодатью Святого Духа.

Очень важно понимать, что истина там, где Христос, а Христос там, где Церковь. Церковь является тем единственным колодцем, из которого мы можем почерпывать воду жизни вечной. Ни к каким иным источникам мы не должны прибегать, кроме Церкви Божией, к которой мы должны стремиться так же часто, как эта самарянка ежедневно стремилась почерпывать воду. Мы не можем с вами без воды прожить ни дня. Мы все время стремимся к тому, чтобы прибегать ежедневно к водоносному источнику.

Господь нам указывает на то, что мы должны так же часто прибегать в Церковь Божию, так же часто обращать внимание на жажду нашей души, как мы обращаем внимание на наше тело, на наши житейские нужды. Духовное первостепенно для нас, а душевное и телесное является вторичным для нашей вечной жизни. Поэтому, обратим внимание на этот образ, который дает нам Господь в этот воскресный день, для того, чтобы возлюбить Церковь так, как мы должны ее любить – как источник жизни вечной, как источник нашего личного бытия, бытия всей нашей огромной семьи, Отечества нашего. Всегда, прибегая к этому источнику, мы должны кланяться Богу в Духе и Истине. Но для этого мы должны уразуметь, что же есть Истина. А Истина есть Сам Христос.

Пусть для нас Церковь Божия будет тем единственным спасительным источником, который будет являться для нас источником жизни вечной. Это не теория, это практика. Подтверждением тому являются наши святые угодники Божии, которые прибегали всегда к этому духовному источнику. Преподобный Герасим, преподобный Аркадий всегда были у этого источника.

Сегодня через свою святую память преподобный Герасим и нас призывает к тому, чтобы мы, подражая ему, всегда были рядом с этим источником жизни – с Церковью Божией. Это нам пример того, что с благодатью Божией и укрепляемые ею, мы способны совершить не только дело Божие, но и достойно совершать дела человеческие.

Пусть для нас с вами будет примером то, что произошло с этой самарянкой. Господь один раз посетил град Сихарь и пребывал там два дня. И как нам повествует Евангелие от Иоанна, все поверили в Господа, кто жил в городе. Не только по словам самарянки, но и лично все убедились и уверовали во Христа. Это произошло только однажды. А мы с вами всегда пребываем у этого колодца, поэтому мы должны гореть верой, любить Бога, любить Святую Церковь, почитая угодников Божиих, память которых мы чествуем, как сегодня мы торжественно отмечаем память преподобного Герасима, Болдинского Чудотворца, нашего небесного покровителя, в котором вместе с Богом, с Его Пречистой Матерью – слава во веки веков. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в день прославления преподобного Герасима Болдинского