Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Храм Тихвинской иконы Божией Матери, г. Гагарин, 21 мая 2017 г.


Во имя Отца, Сына и Святого Духа.

Дорогие отцы, братья и сестры, Христос Воскресе!

Сегодня Cвятая Церковь вспоминает библейское событие – историю, связанную с исцелением Господом нашим Иисусом Христом слепорожденного (Ин., 9:1-38.). . Этот воскресный день так и называется – Неделя о слепом.

Мы с вами слышали продолжительную, подробную историю, которую повествует нам апостол и евангелист Иоанн Богослов. Был при храме Божием слепой от рождения человек. Все в Иерусалиме знали, что этот человек всегда пребывает около храма и просит подаяние. Все понимали, что этот человек является не грешником: так случилось, что при рождении он стал слепым и никогда в жизни своей не видел белого света. Когда Господь со Своими учениками приблизился к храму, ученики спросили Его – кто же виноват в том, что этот человек слеп, он сам или родители его? И Господь произносит слова, которые непонятны для нас – Он говорит, что ни этот человек, ни его родители не согрешили, чтобы он был слеп, но все это происходит к славе Божией.

В этом событии, которое мы сегодня с вами осмысляем, очень много внимания уделено вопросу – в чем причина болезней наших. В словах Спасителя мы усматриваем то, что наши болезни являются следствием нашей греховной жизни. От греха нашего или от грехов родителей наших мы часто бываем больны. Но здесь совсем иной случай. Господь таким образом усмотрел жизнь этого простого человека, чтобы его временное страдание в конечном счете преобразилось в славу Божию. Это редкий случай, который Сам Господь усматривает. Но в большинстве своем все случаи болезней происходят по грехам нашим. Это мы должны ясно осознавать.

Обратите внимание на всех участников этой истории – слепорожденный, фарисеи. Когда мы слышим всю историю, мы начинаем понимать, что слепым изначально был и является не этот слепорожденный, а те люди, которые, вроде бы и глазами своими видят, но ничего не усматривают, потому что они не увидели Господа, потому что они не видят своих поступков, проявление своего зла. Этот слепорожденный, который еще ничего не видел, потому что Господь наложил брение на его глаза, своими духовными очами, будучи человеком не грешным, говорит окружающим его – не знаю, кто сотворил мне это, но это человек праведный, потому что он брение наложил на глаза мои, и я прозрел. Здесь мы усматриваем то, что, оказывается, можно видеть не только своими телесными очами, но и сердцем нашим мы способны видеть окружающий нас мир.

О чем идет речь? Обратите внимание, например, на житие праведной Матроны Московской, которая не видела своими телесными очами, но своим духовным взором была способна прозревать судьбы многих и многих людей, народов, Отечества нашего. Ее телесная слепота не мешала ей видеть Бога. Ее телесная слепота не мешала оказывать помощь ближним, быть духовно трезвенной, способной оценивать все происходящее в мире. Так что, если мы очень хорошо видим нашим телесным зрением, это еще ничего не значит, потому что мы можем ходить мимо храма Божьего и не понимать – зачем этот храм нужен, мы его можем не видеть своими очами. Этот образ храма, мимо которого мы проходим, может не запечатлеваться в нашем уме и сердце, что свидетельствует о нашей духовной слепоте, о том, что мы нуждаемся, чтобы Господь приблизился к нам и брение Свое наложил на очи наши, и мы прозрели. Для этого нужно, чтобы мы пришли в храм Божий, и не столько ногами, сколько сердцем. Ногами своими мы можем часто приходить в храм, но оставаться духовно слепыми. Важно, чтобы сердце наше и ум наш пребывали в храме, чтобы мы осознавали присутствие Божие, чтобы мы с покаянием и благодарностью относились к Богу. Вот что нужно Господу, что полезно для нас и дает нам духовное здоровье.

Обратите внимание на фарисеев, которые не хотели верить в чудо, совершенное Господом. Они и родителей слепорожденного спрашивали – кто же все-таки исцелил его. Родители, зная, что всякого, кто исповедует это чудо, отлучат от синагоги, уклончиво отвечали из-за боязни быть отлученными этими злыми людьми. Они говорят – сын наш сам, являясь взрослым человеком, способен ответить на вопрос; что же вы нам, старым людям, задаете его. Фарисеи, желающие убить Господа и ищущие предлог к тому, чтобы уничтожить правду, использовали любые ухищрения. Аргументы, приведенные родителями слепорожденного и самим прозревшим человеком, их не устраивали, потому что в зле нет никакой логики, в зле не может быть правды. Тот человек, который придерживается зла, может прикрываться мнимой праведностью, но эта мнимость быстро обнаруживает себя, потому что она наносная, не глубинная и часто является прикрытием для злых намерений.

Будем помнить, что свет в нашей жизни там, где Господь. Там, где нет Бога в нашем сердце, в нашем уме, в нашей жизни, – там нет света, там мы ходим в темноте и ничего не видим, окружающего нас. Мы совершаем ошибки в нашей жизни, потому что мы без Бога, потому что ничего не видим, потому что слепы. Постараемся сделать так, чтобы мы были с Богом всегда. По слову Иоанна Богослова, апостола и евангелиста, память которого мы сегодня совершаем, Бог есть свет (1Ин.,1:5). Будем ходить во свете, чтобы быть сынами и дочерьми света и для того, чтобы этот Божественный свет благодати Святого Духа защищал нас от тьмы греха, давал нам силы для созидательной жизни, для творчества, для выполнения своего человеческого назначения.

Только в Боге и с Богом человек открывается как личность и обретает невероятные способности к творчеству. Только в Боге и с Богом человек может совершить героический поступок, переступить через свои грехи, через себя ради достижения славы Божией и ради доброго дела для ближнего. Только в Боге и с Богом это возможно.

Будем стремиться к свету, как естественным образом мотыльки стремятся к солнечному свету. Подчинимся нашим естественным Богом данным чувствам – всегда быть рядом с Богом, а значит, в Церкви Божией. Будем любить Церковь Божию как единственный источник жизни, из которого мы способны почерпнуть благодатную воду Святого Духа. Будем сынами и дочерьми света – и тогда будем светлыми, тогда наши лица будут просветленными, как они бывают просветленными у святых угодников Божиих – преподобного Серафима Саровского или Рославльских старцев Феофана и Никиты. Будем понимать, что только с Богом мы обретаем смысл нашей жизни.

Пусть образ исцеленного слепорожденного человека будет в жизни нам ярким примером того, как мы должны поступать и чего мы должны придерживаться, понимая, что только в Воскресшем Господе нашем Иисусе Христе наши путь, истина и жизнь.

Христос Воскресе!

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом