Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю о расслабленном

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю о расслабленном

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю о расслабленном

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 7 мая 2017 г.

Во имя Отца, Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, мы только что слышали, как евангелист Иоанн Богослов повествует евангельскую историю о расслабленном от болезни человеке, который 38 лет находился у так называемой Овечьей купели – в том месте, куда приводили овец, прежде, чем отправить их в ветхозаветный храм на жертвоприношение. Там, у этой Овечьей купели, среди прочих больных, находился этот человек. Все эти люди пребывали там неслучайно: раз в год, без всякого объявления, а тогда, когда это угодно Богу, к Овечьей купели спускался ангел Господень и возмущал воду. И тот, кто первый касался воды после прикосновения ангела, исцелялся от всех болезней.

Среди прочих людей находился этот страдающий от многих болезней человек. Он был настолько немощен, что жаловался Господу на то, что нет человека, который бы принес его к воде. Другие, в силу, может быть, меньших болезней, могли дотянуться до воды или даже дойти до нее в тот момент, когда ее касался ангел. А этот человек был настолько поражен болезнями, что не мог дойти.

В том событии, что ангел возмущал воду и исцелялся первый, коснувшийся ее, есть важная библейская мудрость: всякий из нас должен стремиться не к каким-то призрачным целям, а к Богу, туда, где происходит Его прикосновение к миру. Этим местом является Церковь Божия, где Господь не просто соприкасается с миром, а являет Себя Главой Церкви, является Себя Совершителем Таинств.

Глядя на этот евангельский случай, мы с вами должны сделать вывод, что и нам, подобно тем расслабленным, а каждый из нас болен разными болезнями, и нет абсолютно здорового человека, должен всегда стремиться к Богу, идти туда, где совершается Божие чудо.

Но мы также обращаем внимание на иное: в течение 38 лет не было ни одного человека, который бы помог этому расслабленному.
Обратим внимание и нашу жизнь, поскольку и среди нас так много расслабленных людей, мимо которых проходим мы. Речь идет не только о тех людях, которые находятся в медицинских учреждениях, в хосписах или домах престарелых. Часто мы проходим по улице мимо страдающего человека. И нередки случаи, как нам сообщают средства массовой информации, когда человеку становится плохо на автобусной остановке, и никто не помогает, все думают, что он пьян, проспится, встанет и пойдет. Никто из нас даже не поинтересуется: а может быть, у человека сердечный приступ. Мы часто проходим мимо таких людей.

Мы проходим мимо людей, которых общество называет бомжами, и нам часто представляется, что это люди второго или какого-то иного сорта, не такие, как мы, хуже нас. Мы тоже стараемся обходить этих людей как можно дальше, чтобы с ними не соприкоснуться. Но мы не понимаем, что мы являемся зрителями телесных болезней, но намного опасней болезни духовные, душевные, которыми мы, может быть, больны больше тех, мимо которых проходим. И может быть, мы больше нуждаемся в помощи Божией, потому что больше поражены грехом, больше поражены страстями, ходим, как слепые, не видя окружающих, не видя собственного духовного состояния.

Господь в этот воскресный день обращает наше внимание на наше отношение к окружающим людям, на то, насколько духовно и душевно расслаблены мы сами из-за греховной жизни, насколько грех повреждает жизни иных людей вокруг нас. Но Господь пришел в мир не для того, чтобы обличить его, но для того, чтобы спасти мир. Ведь Он Бог, Он – Сама Любовь, Которую мы не постигаем. И Господь, нарушая субботу – в этом упрекали Его иудеи, совершает большее чудо, поскольку и сама суббота, и все, что связано с ветхозаветными постановлениями, было направлено на то, чтобы постигать Бога. А Сам Бог, не нарушая субботы, а пренебрегая ею ради любви к ближнему, достигает большего, чем соблюдением суббот. Он добровольно идет на распятие и смерть, и через Воскресение Свое Он дарует нам полную свободу, которой мы должны воспользоваться, свободу от греха, свободу от дьявола. Он дает нам исцеление духовное, и только в духовном исцелении мы должны искать наше спасение. Через это духовное исцеление нам подается исцеление телесное. А если душа наша больна грехом, то и тело наше страдает от этого. И сколько бы мы лекарств не употребляли на исцеление тела нашего, если больна душа, все бессмысленно, все напрасно. Поэтому будем стараться изъять из нас источник всякого зла – грех. И через это будем достигать не только духовного благополучия и здравия, но и здравия телесного, ведь нет такого человека, который не заботился бы о теле своем, но пусть эта забота будет правильной, обдуманной. Пусть все, что мы совершаем, будет совершаться только с помощью Божией, по Его благословению, Его святой воле. И тогда мы сможем достигать здоровья телесного и здоровья духовного.

Пусть Воскресший Господь, дарующий нам все это, будет для нас тем источником исцелений, который больше даже, чем ангел, касающийся воды, прикосновением к нашим душам, к нашим сердцам, возмущая нашу духовную природу, а значит, давая ей благодать Свою, исцеляет от грехов и дает нам силы для совершения нашего служения человеческого, для достижения главной цели нашего спасения – обожения, благодати Святого Духа. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю о расслабленном