Обновления

Слово епископа Люберецкого Серафима после Акафиста в честь иконы Божией Матери “Одигитрия”

Главная > Проповеди > Слово епископа Люберецкого Серафима после Акафиста в честь иконы Божией Матери “Одигитрия”

Слово епископа Люберецкого Серафима, викария Патриарха Московского и всея Руси, после Акафиста в честь Смоленской иконы Божией Матери “Одигитрия”

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 20 июня 2017 г.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа! “Стопы человека исправляются от Господа…” – сказано в Священном Писании. Почти три года тому назад я уехал из города Смоленска для того, чтобы трудится в дальнейшем в Москве. И вот теперь Господь призвал меня к епископскому служению, и вскоре после своей хиротонии я прибыл сюда, в город Смоленск, свой родной город, для того, чтобы вместе с Высокопреосвященнейшим митрополитом Исидором, любимым духовенством и вами, дорогие братья и сестры, вознести молитвы Царицы Небесной у Ее чудотворного образа Одигитрии в этом дивном кафедральном соборе, в котором я вырос с самого детства. Я благодарю за эту возможность дорогого Владыку Исидора, благодарю вас, дорогие отцы, братья и сестры, за то, что вы предоставили мне сегодня такую возможность – разделить эту значимую для меня молитву.

Тот период церковного календаря, в котором мы сейчас с вами находимся, отсчитывается от праздника Святой Пятидесятницы, то есть от дня ниспослания Святого Духа на святых апостолов, а через них и на всех верующих людей и на всю землю нашу, поэтому мысленно мы востекаем в Сионскую горницу, туда, где апостолы, будучи собраны, испытали на себе действие Духа Божия, Его божественной благодати. Там, в Иерусалиме, родилась общность народа Божиего, как община христианская, которая с самого начала стала осознавать свою миссию перед человечеством в этом мире. И из Священно Писания мы знаем, что цель народа Божиего, цель Церкви, к которой мы с вами относимся, состоит в том, чтобы стремиться к Господу Богу, очищать свое сердце, принимать в себя Духа Божиего. И сказал апостол Павел в послании к римлянам: плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная… Вот это и есть цель народа Божия, того народа, к которому каждый из нас с вами относится. История Церкви показывает нам, что эта цель нашими предками, всеми предшествовавшими нам поколениями реализовывалась. И две недели тому назад, после праздника Святой Пятидесятницы, мы совершали чествование Всех святых, а в прошлый воскресный день мы чествовали Всех святых, в земле Русской просиявших, наших соотечественников.

Каждый день Святая Церковь и мы вместе с ней обращаемся к Богу Святому Духу словами: приди и вселись в нас, и очисти нас от всякия скверны и, Блаже, спаси души наши. То есть мы просим Святого Духа: Господи, приди к нам, Твоим чадам, Твоим верным детям, войди в наши сердца и исполни их божественной Твоей любви, очисти и освяти нас. Именно поэтому мы должны всегда размышлять о том, насколько велико значение человека и насколько велико сердце человека, если исполнить его, войти в него и сделать совершенным посредством веры, любви и мудрости может Сам Господь Бог, только Бог, только Дух Святой. Невместимый Бог, Которого не может Вселенная вместить, Который в Своей длани держит всякое существо и всякое творение, способен войти в сердце человека и сделать его совершенным. Поэтому наша просительная молитва к Господу Богу, прежде всего, должна заключаться в том, чтобы мы Господа просили о ниспослании нам даров Святого Духа. Дара Любви, дара мудрости, дара познания, дара умения, дара мужества, дара благочестия, то есть осознания сакрального характера жизни, осознания человеческого достоинства и святости человеческой души человеческого тела.

Когда мы с вами учимся в школе, в колледже, в училище, в университете или где-то еще, мы познаем окружающий мир, мы получаем знания о физическом мире. Но получая знания о мире, мы естественным образом приходим и к самопознанию, мы пытаемся познать, кто есть я? Кто есть человек? В чем состоит смысл человеческой жизни? в чем состоит счастье человека и как его можно достигнуть? Каждый из нас задает себе этот вопрос с детства, с юности, со школы. Этот вопрос одновременно связан с другим очень важным, фундаментальным вопросом – какой мерой нужно мерять человека? Мерять ли человека измерениями физического мира, в котором мы живем, или же измерять человека через ощущения и чувства, посредством которых мы устанавливаем контакт с окружающими людьми, или, быть может, человека следует измерять посредством интеллигентности, которая проверяется посредством многочисленных тестов и экзаменов? Священное Писание указывает нам на ту меру, которой мы должны мерять себя, мерять человека – это мера сердца. Сердцем должен измеряться человек. А что такое сердце? Ведь то сердце, о котором говорится в Священном Писании, это не мышечный орган, который есть у каждого из нас в физическом теле и который отвечает за кровообращение. На языке Библии сердце – это внутреннее духовное содержание человека, включающее, в том числе, и совесть человека. Но между сердцем физическим и между сердцем духовным, о котором говорится на языке Библии, все равно есть определенная связь. Даже можно сказать, аналогия: точно так же, как при остановке физического сердца прекращается кровообращение и человек умирает физически, точно так же, и если останавливается духовное сердце человека, если он духовно не развивается, если он не размышляет над своей духовной жизнью, не старается стремиться к Богу, то он умирает духовно. Поэтому человека нужно измерять сердцем, мерять совестью.

Но мы с вами знаем, что нередко даже совесть, которая является голосом Божиим в человеке, помрачается через грехи, через отступление от Бога, через незнание Бога. поэтому еще одной важной мерой, которой нужно измерять человека является непосредственно Сам Господь, Дух Святой. Человеческая душа, человеческий дух, внутреннее состояние всегда открыто к Богу, всегда открыто к Богопознанию, об этом и в Святом Писании говорится, значит, человека нужно измерять посредством Духа Божия, насколько каждый из нас в своей жизни стремится к тому, чтобы соответствовать призванию, к которому предназначил нас Господь Бог.

В жизни, мы с вами знаем, что существую разные категории мер, и очень важно, какую категорию каждый из нас изберет для себя.

Человек квалифицируется уже во время учебы, исходя из его к ней отношения, затем человек оценивается другими через свое отношение к профессиональной деятельности… Мы нередко говорим: вот этот человек честный и добропорядочный работник, а этот уклоняется от своих обязанностей… И наконец, человек оценивается сквозь призму взаимоотношений с другими людьми. Нам же Господь в Священном Писании указывает через что мы, верующие люди, должны оценивать свою жизнь и под какие категории должны подходить. Апостол Павел в Послании к римлянам в 8-й главе говорит: ибо тварь (то есть творение, весь окружающий мир) стенает и мучается и доныне. Что это означает? Разве мы с вами не видим этого мучения и этого стенания, в котором пребывает окружающий мир, разве мы не видим той боли, которую испытывает все человечество и каждый отдельно взятый человек? Мы видим это. И о чем нам это говорит? Почему этот мир и все творение стенает и мучается доныне, и что нужно, чтобы остановить эти мучения и стенания? И в этом же Послании к римлянам святой апостол Павел говорит, что творение, тварь, ожидает откровения сынов Божиих… О чем эти слова, что весь мир ожидает откровения сынов Божиих? Откровения – то есть явления в этом мире, появления сынов Божиих. Это говорит о том, что миру, прежде всего нужны, не только хорошие педагоги, врачи, инженеры, политики, философы, математики, миру прежде всего нужны сыны Божии, то есть дети Божии, каковыми должны явить себя все мы, верующие люди, и вообще всякий человек. Господь сотворил человека по Своему образу и подобию, и через Иисуса Христа в каждом из нас должно явиться все то, чем Господь являет Себя по благодати. Если Господь является любовью, то и мы должны быть носителями любви. Если Господь является бесконечной благостью, то и мы должны в своей жизни творить добро. Если Господь является Отцом милосердным, то и мы должны быть милосердны. К этому призывает нас Господь. В этом состоит цель Церкви, которая являет собой народ Божий, получивший свое историческое бытие две тысячи лет назад в Сионской горнице в Иерусалиме в момент снисхождения благодати Святого Духа.

И пусть милостивый и всещедрый Господь, Его Пречистая Матерь Дева Мария помогают каждому из нас реализовывать эту цель, идти к ней и хотя бы понемногу, хотя бы чуть-чуть увеличивать свою маленькую веру и становиться всем тем, чем Господь является по благодати. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово епископа Люберецкого Серафима после Акафиста в честь иконы Божией Матери “Одигитрия”