Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в праздник Святого Духа

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в праздник Святого Духа

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в праздник Святого Духа

Храм Святого Духа, г. Духовщина, 5 июня 2017 г.


Во имя Отца, Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня Святая Церковь отмечает торжество, посвященное Богу – Духу Святому. Второй Вселенский Собор, который проходил в 381 году, утвердил правильное учение о Боге Духе Святом. Мы с вами восьмым членом Символа Веры читаем это правильное исповедание о Святом Духе: “И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки”.

Почему Святые Отцы, опровергая ересь Македония, настаивали на том, что Бог есть личность, что Бог – не безличная сила Небесного Отца, а является Сам Богом, лицом Пресвятой Троицы? Да потому, что божественное откровение свидетельствует о том, что помимо Божественного Отца и Его Сына в мире присутствует личность Духа Святого. Поэтому, наше исповедание – это Троичное исповедание: Отца, Сына и Духа Святого.

Это не только богословский опыт Святых Отцов правильной интерпретации Божественного откровения. Это еще и внутренний духовный опыт в жизни, это опыт жизни в Духе Святом. И только способность быть в Духе Святом и дает способность угодникам Божиим правильно прозревать не только судьбы человеческие, но и саму тайну Пресвятой Троицы.

Почему для нас так важно это исповедание Бога – Духа Святого? Оно для нас важно потому, что Богом Духом Святым всякий человек получает просвещение, духовную силу, получает саму жизнь, потому что Бог через Дух Святой посылает человечеству и всему миру жизнь.

Господь Иисус Христос, являясь Ученикам, все время благословлял их на подвиг апостольского служения и вдунул в них Дух Святой, как об этом свидетельствует Священное Писание, для того, чтобы они разумели Священное Писание. Это очень важный момент для всех нас, поскольку само по себе знание Священного Писания не открывает в нас способность его разуметь. Его разумение возможно только посредством благодати Святого Духа.

Какое подтверждение мы находим этому? Множество сектантов, да даже людей неверующих, хорошо знают Священное писание и даже цитируют его, но не живут в Духе и Истине. Само по себе, знание без духовной силы нам ничего не дает. Это относится не только к духовной жизни, но и даже к жизни повседневной, интеллектуальной. Всякая интеллектуальная жизнь, которая в наше время называется просвещением, является лишь собиранием знаний, но никак не приобретением способности глубинного восприятия этого знания. Глубинное, онтологическое понимание всякого знания дается только Богом. Механическое прочтение Священного Писания и любое знание без благодати Святого Духа оставляет нас поверхностными, неглубокими, не способными понимать суть вещей, потому что суть вещей открывает для нас только Сам Бог.

Каким образом нам можно постигать суть вещей? Ее можно постигать только в Боге, а Бог возглавляет Церковь Свою. Так что, только через Церковь мы способны постигать глубины Божии, постигать свою жизнь, окружающий мир.

Какие средства нам даны для этого постижения? Это Таинства Божии, которые Господь намеренно установил для нас с тем, чтобы посредством приобщения к Таинствам мы становились причастниками Духа Святого. Если мы пренебрегаем приобщением Святых Таинств, то значит, мы не получаем ту благодать Божию, которая просвещала бы нас и давала нам энергию для жизни. Можно быть десятилетиями в Церкви и не получать это духовное просвещение, не приобщаясь Тайн Божиих.

Для всех нас, прежде всего, Таинство Крещения, которое вводит нас в жизнь духовную, а потом Таинство Исповеди, Таинство Причащения, так же как и Таинства Брака или Освящения и все то, что сопровождает человека в духовной жизни, – все это дары Духа Святого. Они подаются нам для того, чтобы мы получили все необходимое для нашего спасения, чтобы мы получили духовное просвещение, силы и осознание того, кто является истинным путем и жизнью, кто определяет смысл нашей жизни. Наша духовная жизнь есть величайший труд, который каждый из нас должен совершать для того, чтобы быть причастниками Святого Духа.

Святые Отцы намеренно говорят нам о том, что Господь посредством Духа Святого не сразу открывает все тайны Божии и тайны бытия человеческого мира. Человек не способен понести того, чему он не навык. Так что, и сама духовная жизнь для каждого из нас – это труд, который получает свои плоды через много лет. Кто желает немедленно, здесь и сейчас, получить духовное просвещение – тот заблуждается, потому что Дух Святой вселяется во всей своей полноте в природу того человека, кто способен быть храмом Божиим, кто способен нести этот дар Божий. Всякий из нас, получивший, конечно же, в Таинстве Святого Крещения необходимую для спасения благодать Святого Духа, еще нуждается во врачевании. Крещальная благодать всего лишь приоткрывает нам путь к спасению. А спасает нас благодать Святого Духа, которая открывает для нас покаяние, которая открывает для нас изменения нашей личной жизни, которая дает нам силы постигать Христа, которая делает нас сотелесниками Богу через Таинство Святого Причащения, которая усыновляет нас Саму Богу.

Труд христианина – это самый тяжелый труд. Привлечь к себе благодать Святого Духа возможно только через самоотречение, через пресечение своей греховной жизни; возможно только через добродетель, через прощение обид ненавидящим и обижающим нас, через испытание своей совести, через просвещение своего ума и всех чувств. Нет какого-либо иного труда, который мог бы быть сопоставимым с этим тяжелейшим трудом. Но и дары этого труда величайшие, потому что нет ничего выше, чем благодать Святого Духа, стяжав которую, мы получаем усыновление Богом, получаем умиротворение наших чувств, просвещение нашего ума, тайнозрение окружающего нас мира и Самого Бога. Это удел святых. Но каждый из нас призван к этой святости, так же, как и наши земляки – смоленские святые угодники Божии, так же, как и преподобные Серафим Саровский, Сергий Радонежский и прочие чудотворцы, которые были такими же обычными людьми, как и мы. Но их бесконечная любовь к Богу, их дерзновение, их молитвы сделали их святыми. Мы через них, на их примере получаем все необходимое для того, чтобы и нам стать на этот путь.

Постараемся через призвание благодати Святого Духа, через призвание помощи святых угодников Божиих в нашей частной и в нашей общей литургической молитве, сподобляться этих даров, без которых невозможно спасение.

Будем молиться денно и нощно: всегда, когда у нас есть свободное время, всегда, когда наш ум желает праздности отдыха, – сделаем так, чтобы это время заменить временем обращения к Богу, молитве о стране, молитве о ближних. И тогда Господь, видя наше усердие, даст все необходимое для спасения душ наших.

Пусть одной из самых главных наших молитв будет та, которую мы произносим каждый раз, начиная наше молитвенное правило: “Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша”. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в праздник Святого Духа