Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 18 июня 2017 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня мы отмечаем память всех тех угодников Божиих, которые за всю историю нашего Отечества просияли на нашей благословенной святой земле.

Когда Церковь Святая отмечает собор святых, всегда предлагается чтение из Евангелия от Матфея, где Господь ученикам Своим повествует заповеди блаженства. Действительно, без нищеты духовной, без кротости, без слез о грехах своих, без того, чтобы прощать обидящих и ненавидящих нас, невозможно спасение человека. Невозможна и святость без исполнения заповедей блаженства. Только тот, кто исполняет эти заповеди, может надеяться на милость Божию, может надеяться быть прощенным Господом, а может быть, даже стать святым угодником Божиим.

Сонм русских святых подтверждает, что исполнение этих древних Божиих заповедей – это реальность, к которой призваны все мы, которую возможно исполнить всякому человеку. Собор русских святых похож на многоводную реку, как наш Днепр. Реку, которая своими живительными водами орошает находящуюся вокруг землю. И не прекращается этот поток благословенной живой воды русской святости, она течет и течет. И мы, стоящие на берегу этой Божественной реки, видим, как мимо нас она течет. Часто мы боимся войти в эту реку, потому что она представляет собой бурный поток, поскольку люди, живущие в святости, находятся в непрестанной борьбе, прежде всего, борьбе с самими собой, со своими грехами, страстями, похотями. А во вторую очередь они находятся в непрестанной борьбе с дьяволом, который пытается сокрушить их с этого единственного спасительного пути к Богу.

Жизнь святого человека, как и жизнь всей святости русской, – это бурный поток воды. И мы, по своей трусости, неспособности так же проводить время жизни нашей, боимся войти в этот поток. Мы боимся окунуться в него, стать участником этого течения духовной жизни, мы боимся захлебнуться, утонуть, не справиться.

Вспомним пророческие слова преподобного Серафима Саровского, который говорил своим единоплеменникам, сродникам нашим в начале XIX века, что последние времена будут отличаться слабоволием человеческим, неспособностью человека совершить подвиг. Но вопреки этому, говорил преподобный Серафим, Господь будет усматривать среди этого потока безвольных людей угодников Божиих, потому что не будет подвигов, но будут скорби. И многие люди в последние времена будут спасаться не подвигами своими, а переживаемыми страданиями.

И не хотелось бы, дорогие мои, чтобы характеристика, данная Серафимом Саровским, относилась к нам, потому что не хотелось бы, чтобы это были последние времена истории человечества и страны нашей. А чтобы это не было последними временами, чтобы Господь дал покаяние народу, живущему по всему лицу земли и в нашей стране, необходимо, чтобы мы прилагали подвиги, чтобы мы горячо молились Богу, чтобы совершали пост, чтобы прощали всех ненавидящих и обидящих нас. И тогда Господь, видя наше усердие, по милости Своей, будет готов продлить историю страны нашей, как Он продлил историю жителей города Ниневия. И когда пророк убедил горожан покаяться, совершить пост, изменить свой образ жизни, этот народ не только сам постился, но и скотов своих заставил поститься. Тогда и Господь сменил Свой праведный гнев на милость Божию. Это не значит, что мы все сейчас должны перестать есть и исполнять свои гражданские обязанности, но этот урок означает то, что все мы должны Божие поставить на первое место в своей жизни. А все, что относится к мирскому, тленному, скоропреходящему, а значит, ненужному в нашей жизни, поставить на второе, а может быть, и на третье место, понимая, что только Божие, то, что относится к сути нашей жизни, что относится к смыслу и конечной судьбе нашей, все то мы должны поставить на приоритетное место.

Образ русских святых свидетельствует нам о том, какое место Бог занимал в жизни этих людей, что для них означал Бог. И мы можем убедиться, открыв житие любого русского святого, что, исполняя Божие дело, человек выполнял через Божию благодать и свое гражданское земное призвание. Потому, что невозможно, исполняя Божие, не быть светильником на земле. Невозможно не быть солью земли, светом миру. Если мы продолжим чтение 5-й главы Евангелия от Матфея после сегодняшнего Евангельского чтения, мы услышим эти слова Господа: “Вы – соль земли, вы – свет миру.” Исполняя заповеди Божии мы и становимся светом миру и солью земли.

Наша земля чрезвычайно талантлива в своих проявлениях. Народ, живущий более, чем 1000 лет на нашей русской земле, родил многие таланты. И наверно нет такой области знаний (это не только богословие, но и математика, физика, все естественные науки), в которой бы не было выдающихся русских ученых, русских мыслителей.

Если какой-то народ прославился каким-то одним ученым, одним выдающимся культурным деятелем, то наш русский народ прославился во всех отраслях и направлениях знаний, во всех искусствах, во всех проявлениях культуры. А почему так? Да потому, что всегда жизнь русского народа была сопряжена с духовностью. Жизнь русского народа всегда была пронизана русской святостью. И никакое поколение людей, даже советских, не жило без Бога и без обращения к русским святым. Всегда наша земля была переполнена молитвой к Богу и молитвой к русским святым. Именно в этом разгадка того, каким же образом наш народ выстаивал в самые тяжелые годы лихолетия.

Почему иные народы, цивилизации исчезали, а русский народ всегда оставался, несмотря на жесточайшие войны, жесточайшие гонения на народ и на веру, всегда мы оставались единым народом? Святые угодники Божие и современные проповедники Церкви отвечают: потому, что дух церковности пронизывал сердца, души и умы нашего народа. А что такое дух церковности? Это дух единства, соборности, святости и апостоличности, которыми обладает сама Церковь Божия. Это те четыре свойства Церкви, которые растворены в менталитете русского народа. И мы сами свидетели тому сейчас, в наше время. Когда наши так называемые партнеры из-за рубежа начали холодную войну против нас, все мы объединились, дух единства и соборности включился в нашем подсознании, на генетическом уровне запечатленный русскими святыми. И чем жестче будут угроза извне, тем крепче будет наше единство. Вот в чем суть побед нашего народа, в том числе, победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Чем сильнее была угроза, тем более сплоченным и самоотверженным был наш народ.

То же с испытаниями и бедами: чем сильнее беда, тем больше проявлений святости. Поэтому, когда мы размышляем, есть ли сегодня святые, мы должны понимать: если есть настоящая беда, обязательно Господь явит нам милость Свою. А если мы пребываем в праздности, если мы думаем, что находимся в благоденствии, в расслаблении, то и угодников Божиих Господь не являет. Он посылает их тогда, когда это необходимо, чтобы мотивировать нас к духовной жизни. Поэтому будем бояться нашего расслабления, будем бояться остаться на берегу этой великой реки русской святости, будем бояться остаться лишь свидетелями этого великого исторического события Святой Руси. Если мы останемся на берегу, вся история протечет мимо нас, а мы будем ненужным плевелом, который Господь выкинет за борт духовной жизни. Будем же, подражая русским святым, окунаться в эту реку русской святости. Будем более решительны – а эта решительность возможна только когда мы откроем в себе любовь к Богу и любовь к ближнему. И силой этой любви мы будем способны хотя бы отчасти повторить их подвиг, а значит, приобщиться к истории нашего Отечества, значит, стать частью этой истории. Для того, чтобы, как о них, и о нас кто-то смог вспомнить добрым словом, и не только вспомнить, но и помолиться.

Сегодня, вознося молитвы ко всем русским святым, мы вспоминаем не только святителей, мучеников, преподобных, Христа ради юродивых, князей и обычных монахов, но и весь благочестивый русский народ,. Всех поименно Господь сегодня поминает у Своего престола. Пусть и нас Господь помянет, если мы окажемся достойны быть частью Его Небесной Церкви. Пусть и нам Господь пошлет Свои милости, как Он посылал на протяжении всей истории нашего Отечества. Пусть и на нас Он ниспошлет всю ту благодать, все те обильные плоды, прежде всего, плоды духовные, а потом уже материальные, для того, чтобы мы были достойными преемниками великого сонма русских святых, память которых сегодня мы отмечаем, и наследниками которых мы являемся.

С праздником вас, дорогие мои, Всех русских святых, в земле нашей просиявших!

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших