Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 12-ю по Пятидесятнице

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 12-ю по Пятидесятнице

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю 12-ю по Пятидесятнице

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 27 августа 2017 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, в завершение строго Успенского поста Святая Церковь предлагает нашему вниманию осмысление беседы Спасителя с благочестивым богатым юношей. Мы с вами услышали у евангелиста Матфея о том, что юноша исполнял все законы, и он надеялся, что Господь высоко оценит его благочестие. Но сердцеведец Бог увидел в глубине души этого молодого человека то, что собственно, означало намного больше. Чем все его благочестие, поскольку этот юноша был бога. тогда Господь говорит Своим ученикам: трудно богатому земных благ войти в Царствие Божие. Трудно потому, что “богатством” является по сути то, что обладает нашим умом, захватывает нашу душу, воспламеняет наши чувства – все то, что определяет нашу жизнь и мы подчиняемся этому, что является для нас богатством. Для этого юноши богатством были материальные средства, которые были приобретены его семьей и достались ему в наследство. А для кого-то из нас богатством является нечто иное, но все равно захватывает нашу душу. Оно определяет нашу судьбу, и мы легко подчиняемся этому богатству.

Вспомните притчу Спасителя о Царствии Божием, которое сравнивается с драгоценным камнем, который нашел человек, и ради него продает все, чтобы иметь эту драгоценность. Так и мы, дорогие мои, кто-то имеет материальные средства, но таких людей среди нас очень мало. В основном, нашим богатством являются грехи наши – то, что определяет нашу жизнь, что заставляет нас им служить. Для кого-то богатством является власть, и он ради этой власти готов жертвовать и средствами и своими, и чужими, некоторые фанатично относящиеся к власти готовы жертвовать даже иными жизнями, чтобы иметь эту власть. Для кото-то очень важно, чтобы в его жизни были почести, именно это он считает богатством своим. И когда вы смотрите по телевидению концерт известного артиста, вы слышите, как он искренне признается зрителям, что для него богатством являются поклонники, без которых невозможна его жизнь. Для многих из нас богатством являются материальные вещи. Для многих – вещи духовного порядка… но не Божьего.

А подлинное богатство может быть только в Боге, для Бога и вместе с Богом, потому что только это богатство не может никто украсть, только это богатство, Божье богатство, вводит нас в Царство Небесное. Если мы богатеем в Бога, речь идет, прежде всего, о добродетелях, об исполнении заповедей Божиих, от это богатство, которое приобретается нами в результате христианского аскетического подвига, вводит нас в Царствие Божие. Если мы хотим быть царями на этой тленной земле, мы можем продолжать стяжать разные богатства, но это царствование наше будет конечно, оно пресечется, как пресекаются царства многих людей, не только царей, но обычных властителей. А если мы богатеем в Бога, подобно тому, как богател в Бога преподобный Аркадий Вяземский, память которого мы сегодня совершаем, – этот подвижник благочестия XI века, ученик преподобного Ефрема Новоторжского, старался богатеть в Бога. Внешне наши святые, как правило, выглядят бедными людьми, потому что их богатства не от мира сего, но насколько богаты они внутри, личностно, насколько они душевно богаты! Это всегда заметно, когда общаешься с человеком святым.

В завершение Успенского поста Святая Церковь нам не случайно предлагает образ богатого благочестивого юноша, напоминая нам о том, что и мы внешне, фарисейски, можем быть благочестивы, но где-то в глубине сердца нашего находится то, что удерживает нас навсегда на этой земле, что закрывает от нас богатство Царствия Божия, и этим малым, но на самом деле великим для нас, может быть какая-то потаенная страсть, какая-то привязанность, греховное деяние, к которому мы вновь и вновь обращаемся, и это захватывает наш ум и сердце, определяет нашу жизнь. К сожалению, это и является нашим богатством.

Наша задача перед истинным Царем, Богом нашим, Который владеет истинным богатством, открывающимся для нас Царствием Божием, поведать все то глубинное, что мы боимся потерять как богатство наше, мы должны рассказать Ему о греховной жизни нашей, должны исповедоваться Богу, чтобы Он дал возможность нам избавиться от мнимых богатств и приобрести подлинное – духовное богатство – Царствие Божие.

“Начало премудрости – страх Божий…” (ср. Пс. 110, 10). Пусть наше стяжание духовного богатства начинается с осмысления того, что есть страх Божий. пусть для нас первыми шагами в Царствие Божие станет осмысление таких важных фундаментальных понятий для нашей жизни, как послушание Богу, отсечение своеволия и приобретение того, что сопряжено с волей Божией. И когда мы научимся правильно осмыслять нашу главную молитву “Отче наш…”, тогда мы сможем ступить на правильный путь, который приведет нас в Царствие Божие, к которому Господь привел многочисленный сонм святых Своих вместе с преподобным Аркадием Вяземским и всеми иными угодниками Божиими, просиявшими и в нашей Смоленской земле, и давшими нам пример того, какое богатство должны стяжать мы. Молитвами святых смоленских чудотворцев пусть Господь поможет нам, указав нам путь в Царствие Небесное. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 12-ю по Пятидесятнице