Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 15-ю по Пятидесятнице

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 15-ю по Пятидесятнице

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю 15-ю по Пятидесятнице

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 17 сентября 2017 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие отцы, братья и сестры! Мы с вами слышали вопрос, который книжник задал Спасителю – какая заповедь больше? И Господь Сердцеведец, Сам являясь автором всякой заповеди, отвечает, что первая и наибольшая заповедь – это любовь к Богу. А вторая, подобная ей, – любовь к ближним. На этом зиждутся весь Закон и пророки. То есть, вся история человечества была призвана к тому, чтобы жить по этим заповедям, вроде бы и легким.

Что здесь сложного – любить Бога и любить ближних? Но история человечества свидетельствует о том, что именно это как раз очень сложно исполнить всякому человеку. Любовь к Богу требует от нас уподобления Богу. Святитель Феофан Затворник так говорит нам, размышляя о заповеди любви к Богу. Он говорит, что в духовной жизни есть закономерность, которая очень схожа с деревом, ведь началом совершенства всякого дерева является плод; плод невозможен без цветка, а цветок требует листьев; листья укрепляются на ветви, а ветви на стволе; ствол не может без корней. Одно без другого невозможно, ничего невозможно без порядка.

Так и в духовной жизни: плод древа совершенства невозможен без четкой и ясной последовательности. Если мы будем воспринимать любовь к Богу как совершенство нашей духовной жизни, то мы четко должны понимать, что без этой духовной последовательности нам невозможно приобрести духовный плод. Сначала мы должны произрасти крепко корнями в духовную жизнь. Потом из этих корней должен возникнуть ствол, а ствол должен дать ветви; ветви должны дать листья, цветок и затем уже плод духовной жизни. Не все так просто. Именно поэтому кажущаяся простой заповедь любви к Богу в большинстве случаев для нас с вами бывает неисполнимой.

А уже что говорить о любви к ближним! Мы, когда слышим о любви к Богу, внутренне соглашаемся с этим. Но то, что касается любви к ближнему, у нас сразу возникает вопрос – а кто есть ближний мой, почему я должен того или иного человека считать ближним, чтобы любить его как Бога? Тут и возникает множество конфликтов в нашем сознании, но не потому, что это сложный вопрос, а потому, что мы в свою жизнь допустили осложнение в решении этого вопроса. Грех, действующий в нас, дает эту мнимую сложность.

Митрополит Антоний Сурожский, известный святитель и проповедник конца ХХ века в Англии, говорит нам – пусть никто из нас не думает, что ближний наш – это тот, кто единокровен нам или близок по духу; ближний наш – это тот, кто находится рядом с нами, кто нуждается в нашей помощи.

Поэтому, дорогие мои, не будем искать для себя легких путей. Будем понимать, как это нам разъясняет святой апостол Иоанн Богослов, – если мы не любим ближних, значит мы точно не любим Бога. Вот такие грозные слова святого апостола и евангелиста.

Дай Бог, чтобы мы произрастали корнями нашей духовной жизни, чтобы мы твердо опирались на нашу любовь к Богу, чтобы мы через опыт нашего служения ближнему получали все необходимое – и древо, и ветви, и листья. Если мы это будем делать, возможно, Господь даст нам силы, даст питательные вещества, который нам позволят на этом древе нашей духовной жизни произрасти и духовным плодам.

Дай Бог, чтобы мы в жизни своей могли стяжать хотя бы один духовный плод, не говоря уже о том, что каждый из нас призван к тому, чтобы древо духовной жизни должно быть обильно окрашено этими духовными плодами. А мы знаем с вами, как поступит Господь с неплодной смоковницей, – Он сожжет ее.

Так давайте же приносить плоды: давайте любить ближнего, и тем самым мы исполним заповедь любви к ближним, а значит, и к Богу. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 15-ю по Пятидесятнице