Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю 16-ю по Пятидесятнице

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в Неделю 16-ю по Пятидесятнице

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, перед Воздвижением

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 24 сентября 2017 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, среди притч о Царствии Небесном Господь сегодня предлагаем нам осмыслить притчу о талантах (Мф. 25, 14-30). Для нас, отвлеченных сердцем и умом от духовной жизни людей, очень трудно понять, причем здесь эти денежные единицы, которые называются талантами и наша с вами духовная жизнь. Почему Господь в Своей притче приводит образ именно таких – денежных отношений? Если мы глубже заглянем в смысл образов, которые предлагает Господь, то поймем, что для нас иные, может быть, более духовные образы будут вообще непонятны. Поэтому Господь человеческим языком доносит до нас возвышенные, небесные смыслы через такие земные образы.

Что касается талантов, то все мы усматриваем в этой притче усердных людей, тех, кто приумножает эти таланты, и людей ленивых, в лице того, кто закапал данный ему единственный талант. Святые отцы древней Церкви толкуют так этот образ таланта: таланты – это в буквальном смысле те таланты, которые Господь дает каждому человеку в жизни его. Кому то Он дает десять талантов, то есть, тех способностей, которые человек может развить – через труд, через скорби, которые, как говорят святые отцы, тоже могут быть для нас талантами. Потому что человек, который скорби преодолевает с благодарностью Богу, по слову апостола Павла, приобретает талант терпения. А что касается иных, интеллектуальных, физических, талантов, которые Господь дает нам, то наша совесть всегда помогает осознать, какие таланты мы развиваем, а какие закапываем в землю. И Господь нас с вами предупреждает, что за всякий талант, зарытый нами в землю, Он спросит. Спросит даже не за талант, а за то, что мы на эти таланты приобрели. А если мы их закапали по лености своей, по нерадению, по желанию получать только удовольствия в этой жизни, принимать что-то, ничего не отдавая взамен, тогда Господь нас спросит за бесцельно прожитую нами жизнь.

Это относится в первую очередь к духовной составляющей нашей жизни, потому что каждому человеку дана бессмертная душа, каждому человеку даны силы воли, прилагая которые, человек способен преодолевать греховные наклонности. Но поскольку и наша греховная человеческая природа, и окружающий нас мир нас постоянно отвлекают от сосредоточения духовной жизни, предлагают легкий путь, то мы, слушая этот греховный голос, зарываем талант возрастания нашей духовной жизни.

Мы не развиваем ее и потому, что трусим, как об этом говорит святитель Феофан Затворник, трусим Богу вручить всю нашу жизнь. А вручение Богу жизни своей означает, что мы добровольно, осознанно заставляем себя исполнять заповеди Божии, что мы вопреки голосу нашей греховной природы, через силу воли совершаем то, сто послужит благу нашей души и духа.

Но как правило, мы не так часто заставляем себя это делать. Но невозможно стать олимпийским чемпионом, если не тренироваться ежедневно. В лучшем случае, если мы будем раз в неделю заниматься, мы можем заниматься физкультурниками. В духовной жизни также: если мы не будем прилагать усилий к самовоспитанию, к духовному возрастанию, то никогда не сможем достичь необходимых духовных высот. Никогда не сможем достичь той цели, к которой призваны, то есть Бога. И вот, от события к событию, может быть, это касается православных христиан “со стажем”, от храма к храму, от праздника к празднику, мы совершаем свой малый подвиг, не понимая, что этого недостаточно, что наша духовная жизнь должна быть ежедневно, ежеминутно направлена на напряжение наших духовных сил. И только тогда мы сможем достичь цели нашей христианской жизни.

Пусть те скорби, которые, безусловно, присутствуют в нашей жизни, те обстоятельства, которые отвлекают нас, пусть и они служат нам во благо. Потому что всякое жизненное испытание, всякая скорбь, способна не только смирять нашу душу, но и умудрять нас, вразумлять, свидетельствуя, что не нашими силами, а Божьими, Божией благодатью мы совершаем дело нашего спасения.

Апостол Павел в своем послании сегодня нам говорит, что никаким законом, никакими человеческими усилиями мы не способны достигать Бога. Только Его благодатью, которая дается тому верующему сердцу, которое стремится к Богу, вручает себя в руки Божии. Именно к такому человеку Господь простирает Свои божественные руки, давая помощь и поддержку.

Не будем теми людьми, о которых говорил преподобный Серафим Саровский, – людьми в последние времена, которые и знают, что делать, но бессильны в своем уповании. Бессильны потому, что слабовольны и трусливы, и неспособны Богу вручить свою жизнь. Постараемся сделать так, чтобы вся наша жизнь была посвящена Богу, была посвящена внутреннему деланию, внутреннему духовному возрастанию, тогда мы ясно увидим, что идем по верному пути, что мы слышим Божий глас. Господь нам дает силы и разумение идти по этому пути, слышать этот Божий глас и приумножать Богом данные таланты.

Услышим мудрость этой притчи Господней, чтобы изменить собственную жизнь, чтобы встать на единственно верный путь, который дает нам подлинный смысл нашей жизни, имя этому пути – Сам Христос. Последуем за Христом, который является нашим путем, и истиной, и жизнью. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в Неделю 16-ю по Пятидесятнице