Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю пред Рождеством Христовым

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в Неделю пред Рождеством Христовым

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю пред Рождеством Христовым, святых отец

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 31 декабря 2017 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодняшний последний пред Рождеством Христовым воскресный день Святая Церковь именует Неделей святых отец, воздавая честь родственникам Господа нашего Иисуса Христа по плоти. Кто же такие родственники Господа нашего Иисуса Христа по плоти? Это все те люди, имена которых вы слышали только что у евангелиста Матфея (Мф., 1:1-25). Кто эти люди? Это не только праотец Авраам и царь Давид, но это и малоизвестные в библейской истории люди. Также есть очень известные, но с плохой стороны, совершившие нравственные преступления. И указанием на всех этих людей евангелист Матфей свидетельствует о том, что в родстве Господа нашего не только святые праотцы – Авраам, Исаак, Иаков, так, чтобы всякий человек не мог сказать, что мы не имеем никакого отношения родственного ко Господу, поскольку Он родился от таких великих людей, который никак не соприкасаются с жизнью наших праотцов… Нет. Как раз этим родословием Господь наш показывает, что он стал восприемником родов тех людей, которые не только прославились своим Богопочитанием, но и тех, которые совершили грех, потому что Он – Бог всех людей, и праведных, и грешных. Так что никто не может укорить Господа в том, что Он воспринял человеческий род, отделенный от греховной жизни. Нет. Своим Рождеством Господь принял все человечество в Себя, со всеми теми грехами и недостатками, которые совершались человеческим родом за всю историю до воплощения Господа.

Каким же образом эти люди являются родственниками Творцу Неба и земли? Вы слышали о четырнадцати родах до Давида от Авраама, и после Давида до переселения в Вавилон, и после переселения до Иосифа. Кто же такой Иосиф? Евангелист Матфей в сегодняшнем чтении повествует нам, кто он. Это тот человек, который по внушению Духа Святого воспринял в формальные жены себе благочестивую девицу Марию, Которая к тому моменту, как мы слышали у евангелиста, восприняла от Духа Святого Божественного Сына. Невозможно было в том обществе ветхозаветном, чтобы женщина вынашивала ребенка и родила без мужа. Так что по внушению Бога Иосиф был восприемником в браке Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Но это все было лишь формально, чтобы не вызвать никакого раздражения у книжников и фарисеев, которые могли по своим ветхозаветным установлениям даже лишить жизни ту женщину, которая родила бы без мужа. Но Господь все предусматривает. И Он предусматривает, что Иосиф и Сама Преблагословенная Владычица наша Богородица происходят от рода Давида. Так что не только по своему естественному свойству, но и по формальным признакам (имея в виду Иосифа) родословная принадлежит полностью Давиду и Аврааму и доходит и формально, и не формально по всем ветхозаветным указаниям до Господа нашего Иисуса Христа.

Так что и всякий из нас, имеющий свое родословие, может сегодня задуматься над тем: а может быть где-то в далеких тысячелетиях наших с вами предшественников кто-то имел свою причастность к тому или иному человеку, о котором мы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении. Ведь и мы, наподобие того, как Сам Господь по плоти, произошли от каких-то людей, которые жили не только в прошлые столетия, но тысячелетия. Кто-то из тех людей, кто жил тысячелетия назад так или иначе был причастен к родословию тех людей, о которых мы слышали, и тем самым мы можем ясно свидетельствовать, что и мы в той или иной, пусть даже самой далекой, степени, но причастны к родословию Господа нашего Иисуса Христа. Мы об этом мало задумываемся, мы не понимаем, что мы родные Богу не только по нашему тезоименитству (имея в виду то, что мы христиане), но и по нашим формальным признакам – по родословию нашему мы являемся родственниками Иисусу Христу.

Но вызывает ли у нас чувство ответственности то, что мы являемся восприемниками этой величайшей родословной? Несем ли мы ответственность не только за прошедшие поколения наших родственников, но готовы ли мы нести ответственность за будущие поколения? Ведь в нас формируется то духовное, то генетическое начало, которое воспримут люди последующих поколений со всеми теми достоинствами и недостатками, которые запечатлевает наша человеческая природа через наши нравственные поступки. Но при всем при этом, понимаем мы это или нет, но Господь является нашим сродником. И пусть каждый из нас задумается об этом. Достойно ли каждый из нас несет это высокое звание – быть родным Богу?

Сегодня, в Неделю святых отец, мы чествуем этих людей, которых Господь прощает. Освещая Свою родословную, Он возводит Своих сродников до Божественного звания, а значит, и нас с вами возводит до этого звания. И как важно, дорогие мои, наше поведение, ведь именно от наших с вами поступков зависит: возводим ли мы предшествующие поколения наших сродников к Богу или толкаем все наше древо предшествующих поколений к аду. Все зависит от нас. От того, как мы сами себя ведем. От того, как мы воспитываем детей, наставляем своих внуков… Привели ли мы сегодня своих внуков в храм, чтобы они почествовали Господа, сродника своего? Пусть каждый из нас задаст себе эти вопросы. А мы сегодня чествуем тех, которые, может быть, и согрешали, но всей душой, всей жизнью своей стремились к Богу, плохо ли, хорошо ли, но стремились к Нему.

Это родословие, которое изложено евангелистом Матфеем, также, как и евангелистом Лукой, свидетельствует, что не нашими человеческими силами, а Божией милостью, Божиим снисхождением Господь прощает нас и дает нам силы бороться с грехом, противостоять ему и освящать нашу жизнь Его, Божией, благодатью.

Пусть каждый из нас уже в преддверии Рождества Христова, до которого осталось буквально семь дней, как об этом свидетельствую древние проповедники Церкви, приготовит те золото, ладан и смирну, которые уже несут к яслям Богомладенца волхвы, ищущие, где же родился Мессия. Пусть каждый из нас постарается принести в рождественские дни Богу золото, ладан и смирну, что является верой, надеждой и любовью нашими. И более того, пусть каждый из нас принесет Богу благодарность, что мы с вами живы, что Господь дает нам силы для покаяния – шанс для изменения нашей жизни, для преображения в Боге тем, что мы являемся ему родными. Дорогие мои, поскольку мы по естеству нашему человеческому родные Богу, на нас так быстро почивает Божия благодать, как только мы ее призываем нашим сердцем. Какой бы грех мы не совершили, как только мы обращаемся к Богу, Господь мгновенно оказывает нам помощь, потому что мы Ему родные. Будем же благодарить в наступающий год нашей жизни Бога за то, что мы Ему, пусть нечестивые, но родные. А если родные, то способные, имеющие власть обратиться к Богу о прощении наших грехов, о даровании нам дней жизни, даровании нам силы, благодати преодолевать все трудности и невзгоды, которые, к сожалению, сопровождают нашу греховную жизнь; и дать нам силы и способность встретить событие Рождества, которое вот уже в преддверии находится. И мы, стоящие и не понимающие, Кто есть Господь, кто мы перед Богом, должны осознавать, что Он – родной нам и мы родные Ему.

В эти предрождественские дни, которые в мире отдаются не Богу, к сожалению, а своему чреву, самоугождению, пусть каждый из нас, вопреки этой вакханалии, молится о том, чтобы Господь даровал нам разумение творить волю Его и простил всех нас, и всех тех, кто не понимает этого, и всех тех, кто еще далек от Бога и от Церкви, потому что и они сродники наши. И мы должны молиться не только за себя, но и друг за друга, подражая святым отцам, сродникам Господа нашего по плоти, которые молятся ныне за весь мир, призывая Господа простить и нас грешных, и нам быть способными встретить грядущее Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в Неделю пред Рождеством Христовым