Обновления

Слово митрополита Исидора на Литургии в Неделю 5-ю Великого поста, прп. Марии Египетской

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Литургии в Неделю 5-ю Великого поста, прп. Марии Египетской

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 25 марта 2018 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Евангелист Марк сегодня предлагает для нашего внимания Евангельскую историю, в которой Господь, направляя стопы в Иерусалим на Свое добровольное страдание и смерть, предупреждает учеников о том, что Он восходит в Иерусалим, чтобы пострадать, чтобы принести жертву за род человеческий. Но ученики, как и прочие люди, окружающие Спасителя, были подвержены слухам о том, что в Иерусалим восходит царь, и царство Иудейское, благодаря этому царю, будет освобождено от политического рабства.

Но Христос не единожды увещевал Своих учеников о том, что Он – Царь Небесный, что Его миссия – иная: спасти от грехов и смерти род человеческий. Подверженные этому влиянию извне сыны Зеведеевы Иаков и Иоанн, и даже их мать, попросили Господа, подойдя к Нему, чтобы они, когда наступит долгожданное Царство Небесное, сели по правую и левую руку от Него. И Господь их увещевает, что они не знают, о чем просят, потому что быть по правую и левую руку от Бога немыслимо для всякого человека, невозможно этого добиться усилиями человеческими. Чтобы показать всю глупость этой просьбы, Христос говорит ученикам: не Мне дана власть решать, быть ли вам по правую и левую руку от Господа, но Отцу Моему Небесному, свидетельствуя Сам о Себе, что Он не Своею волею и не Своим желанием совершает это служение на земле и восходит в Иерусалим, но по повелению Небесного Отца. В этой просьбе учеников мы с вами, как и те десять, которые тут же осудили этих двух, усматриваем ту гордость и тщеславие, то любоначалие, которое поражало даже учеников.

Древние святые отцы, говоря о страстях человеческих, указывали, что страсть гордости и тщеславия является матерью всех остальных грехов, поскольку становится причиной совершения иных, таких же смертных поступков.

Святитель Филарет Московский в начале XIX века в своей проповеди в этот день сказал, что гордость является злом духовным и язвой нашего общества. Так он говорил об обществе XIX века. Что же мы можем сказать о современном обществе, о XXI веке, когда мы видим вокруг гордость, тщеславие, желание властвовать и подавлять людей? Но это противоречит духовным принципам жизни, это противно Богу.

Обращаясь сегодня к присутствующим здесь военнослужащим, офицерам Смоленской военной академии, считаю своим долгом сказать, что быть командиром или начальником – никоим образом не означает быть гордым и тщеславным или стремиться подавить волю другого человека, подчинить себе эту волю. Суть всякого начальства, как об этом нам говорит Христос, в том, что “кто хочет быть первым, будь всем слугою”, в том, чтобы своим примером показать, что должен делать подчиненный. А начальник и командир делает вдвое, а то и втрое больше, чем подчиненный – тогда он является примером того, как должны поступать люди подчиненные. В этом суть духовной жизни. Сам Христос показывает нам, что Он пришел на землю не для того, чтобы утвердить Свое Царство, но чтобы послужить каждому человеку, для того, чтобы показать должный пример духовной жизни, для того, чтобы быть рабом для всех. Не рабом страстей, но рабом, служащим каждому человеку, а значит, способным через это служение ближнему стать главным, стать примером того, как должен поступать каждый из нас.

Всякая гордость и тщеславие, дорогие мои, является не просто грехом, а способствует разложению общества, способствует разобщению единства человеческой общности, поскольку преследует не общие, а личные меркантильные цели. Господь против эгоизма. Он за то, чтобы все мы под Его знаменем победы жизни над смертью вошли в Царствие Божие.

Сегодняшняя Неделя, которая является последней перед Входом Господним в Иерусалим, напоминает, что очень скоро народ будет встречать Господа словами: “Осанна в вышних, благословен грядущий в имя Господне”. Но буквально через несколько дней после этого будет с той же силою кричать “Распни Его, распни!”. И в этом, к сожалению, суть психологии толпы. Но Господь нас призывает к личному отношению к Нему каждого из нас. К тому, чтобы каждый из нас со-распял себя лично Христу, подчинив свою волю Его Божественной воле, став рабом Божиим, а значит, свободным от страстей человеком. И пусть нам не хочется быть где-то по правую и левую руку от Христа-Спасителя в Царстве Небесном, а пусть каждый из нас желает быть по правую и левую сторону у Креста Господня, чтобы, осмысляя этот величайший дар – любовь Бога к человеку – нам самим научиться Его Божиему смирению, научиться Его Божиему послушанию. И возблагодарить Его за ту великую милость, которую Он даровал нам, благодаря Своей добровольной крестной смерти.

Пусть предстоящие дни до окончания Великого поста будут для нас временем покаяния. Преподобная Мария Египетская, память которой мы сегодня отмечаем, показывает пример этого покаяния и пример преображения – когда из самого порочного человека она через свое смирение и послушание Богу превратилась в ангела здесь, еще на этой земле. Пусть для нас это тоже будет примером того, что никакая глубина нашего падения не разлучает нас с Богом. Каждый из нас, как бы он ни пал духовно, нужен Богу. Он каждого из нас любит и от каждого из нас ждет покаяния, поскольку каждый из нас призван к тому, чтобы вместе с Ним сорадоваться в Его Царствии Небесном. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Литургии в Неделю 5-ю Великого поста, прп. Марии Египетской