Обновления

Слово митрополита Исидора в день памяти 40 Севастийских мучеников

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в день памяти 40 Севастийских мучеников

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Литургии Преждеосвященных Даров в день памяти 40 Севастийских мучеников

Верхне-Георгиевский храм, г. Смоленск, 20 марта 2018 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, мы слышали слова евангелиста Матфея, произнесенные Господом: “много званных, но мало избранных”. Это относится ко всем нам. Во все времена до скончания века неисповедимы судьбы Божии. Сегодня в притче о делателях и господине виноградника (Мф., 20:1-16) мы слышали этому подтверждение. Господин виноградника вышел на торжище, чтобы пригласить работников собрать урожай. Он сделал это в первый час дня. Но не хватало работников, поэтому он пригласил других, которые оставались там, и в третий, и в шестой, и более того, даже в одиннадцатый час… В конце рабочего дня он пригласил работников, которые стояли и никому не были нужны. Почему не были нужны? В силу, может быть, разных причин. В том числе и потому, что они были менее талантливы, менее востребованы, поэтому никто в начале дня их не пригласил никуда на работу, они были никому не нужны. Но господин виноградника пригласил всех, потому что работы было много и хватило на всех, даже тех, кто был бесталанен и, может быть, не способен на многое по сравнению с теми, кто в первый час был призван на работу.

Эта притча, безусловно, отражает и то, как Господь относится и к нам с вами. Он призывает не только тех, кто в первый час приходит к Нему. Не только тех, кто в юности призывается Господом к духовной жизни. Но Он призывает и тех, кто и в старости достигает Бога, кто стоит на жизненных торжищах в конце жизни, а может быть, иногда даже и на смертном одре произносящих слова: “Господи, помилуй!” – и тех Он принимает, как мы это слышали в притче. Это также относится не только к возрасту нашему, но и к способностям нашим: Он призывает не только самых умных, красивых, талантливых, но и бесталанных, потому что Он, как мы слышали сегодня из слов господина виноградника сего, одинаково любит всех, каждого человека, и имеющего таланты, и не имеющего таковых, и сделавших много, и ничего не сделавших, потому что Он является Господом и Творцом всякого человека. Поскольку Он любит всякого человека, Он призывает всех нас, живущих в разных жизненных обстоятельствах, находящихся в разных условиях, в том числе духовных условиях.

И когда те, кто в первый час совершили свою работу и требовали расплатиться с ними, возмутились тому, что им дали же одну монету, как с ними и договаривались, так же, как и тем, кто в последний час пришел в виноградник: “Господи, мы работали целый день, а эти пришли в самом конце дня…”. Но Господь говорит им: “Мы с вами договаривались на монету, а я, поскольку господин, делаю то, что хочу…”. Тем самым Господь посрамляет тщеславие и лицемерие тех, кто считал себя более достойным, потому что они больше поработали, но не им, этим людям, судить, а Господу.

Это для нас с вами является премудростью Божией в том, что Господь не по количеству принесенных нами молитв и трудов ценит нас, а по силе нашей любви ко Господу. Вот какая шкала ценностей у Бога, не совпадающая с нашей. Это относится не только к тем, кто много поработал. Эти искушения особенно посещают нас, архиереев, священнослужителей, которым кажется, что вот мы стоим у Престола Божия, десятилетиями служим этому Престолу Божию и мы уж точно спасены, нам Господь точно должен дать больше, чем всем остальным, чем простым людям или тем, кто в старости пришел к Богу… Нет. И в этой притче мы с вами узнаем, что у Господа совершенно иной подход к каждому человеку. И наше священнослужение в течение двадцати, тридцати, сорока лет может ничего не значить, если мы гордые и тщеславные люди, если в нас нет смирения. И количество денег, принесенных в храм – это относится к богатым людям, тем, кто построили храмы и думают, что они точно спасены… Нет, не так судит Господь. А Господь говорит: “Сыне, даждь Мне сердце…” (Прит. 23:26) – то есть судит по сердечному устроению нашему, по тому духовному наполнению, которое есть в нашей жизни. И тогда, когда мы совершаем утренние и вечерние молитвы, и тогда, когда мы стоим в храме и когда помогаем ближним, – все это судит Господь не по количеству, а по духовному внутреннему содержанию совершаемого нами деяния.

И сегодня не только эта притча, но и память святых 40 Севастийских мучеников, которую мы совершаем с вами, ярко подтверждает эти слова. В 313 году наряду с императором Константином был его соправитель в Великой Римской империи, имя ему – Ликиний, и он в своей части империи повелел, являясь язычником, всем приносить жертвы идолам, лажным богам. И вот в Севастии, это в древней Армении, Агриколай, местный правитель, по указанию императора повелел также всем местным жителям, в том числе воинам, принести эти языческие жертвы. Но сорок храбрых воинов, которые честно служили власти, были православными христианами, поэтому они не послушались Агриколая и отказались принести эти жертвы. Правитель их всячески убеждал, чтобы они изменили свое решение. А когда убедился в том, что они не изменят Истинному Богу, он повелел их в мороз (а в это время и в Армении в горах тоже холодно) абсолютно голыми вывести на лед глубокого Севастийского озера и оставить на ночь. Господь видел молящихся сорок мучеников, и как нам повествует житие их, в третьем часу ночи Господь повелел, чтобы вода, которая была ледяной, вокруг них стала теплой. Но все равно не обошлось без соблазна. На берегу правитель намеренно истопил горячую баню, желая соблазнить умирающих от холода воинов. И один из них соблазнился и побежал к берегу в баню, и как только пересек порог, замертво упал, – в том была Божия воля. А один из воинов, ночью охранявших мучеников, увидел 39 венцов, которые на небе отражались от озера, и он решил для себя: раз не хватает одного, то я должен восполнить эту полноту сорока воинов… И он, сбросив с себя одежды, присоединился к 39 воинам и получил свой небесный венец. Наутро правитель, видя этих 39 мучеников и одного бывшего в страже, повелел всех их казнить. Но Господь не бывает посрамляем, и местному епископу явился ангел Господень на другой день и повелел собрать сожженные мощи святых угодников Божиих, которые специально были рассеяны по озеру, чтобы их не собрали. Но эти мощи святых угодников Божиих ныне почивают в Армении, и каждый может приложиться к этим святым мощам.

А нам с вами этот подвиг 40 Севастийских мучеников свидетельствует о том, что мы должны непреклонно, неустанно работать Господу, и не подвергаться никаким соблазнам, и терпеть до конца, потому что “претерпевый до конца спасется” (Мф. 24:13). Пример того воина, который побежал в баню, пусть будет для нас духовным примером: и в конце жизни нашей, когда вот уже готовый венец, к сожалению, мы можем предать Господа. Мы можем заработать венец, и он уже будет над нами, но подвергшись какому-то соблазну, мы можем потерять этот венец. Да никогда да не будет ни с кем из нас такого! Мы должны четко понимать, ясно, осмысляя притчу, которую мы только что слышали, и житие 40 Севастийских мучеников, что смерть со Христом – это жизнь, а жизнь без Христа – это смерть. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в день памяти 40 Севастийских мучеников