Обновления

Слово митрополита Исидора в праздник Преображения Господня

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в праздник Преображения Господня

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужкого Исидора на Божественной литургии в день Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 19 августа 2018 г.



Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня, в день, когда Святая Церковь отмечает Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, вспомним то, что Господь говорил Своим ученикам перед тем, как взойти на гору Фавор. Он спрашивал: за кого Меня почитают? И Ему отвечали: за одного из пророков или за кого-то еще, знаменитого во Израиле. И только Петр исповедовал Его Христом Богом. И вот, взойдя на гору, Господь перед утомившимися и заснувшими учениками преображается, совершая молитву Богу Отцу. И они, восстав от сна, видят это необъяснимое для них явление, когда Господь, стоя в воздухе и молясь, преобразился, и этот свет был ярче солнечного. Благодать Святого Духа осияла Господа и распространилась на весь окружающий мир.

Рядом со Христом стояли пророки Моисей и Илия. Моисей, который получил десять заповедей Божиих, и когда, как нам повествует Ветхий Завет, спустился с горы Синайской, люди не могли смотреть в его лицо из-за света, исходящего от лица Моисея. Поэтому Моисей носил плат на главе своей, чтобы люди могли общаться с ним и получать от него наставления. Вот прямое подтверждение тому, что бывает с человеком после прямого богообщения.

И здесь сегодня, в день Преображения Господня, мы видим, как этот Божественный нетварный свет осиявает Бога нашего Иисуса Христа и проникает во все сферы жизни человеческой. Как мы можем понять удивление учеников, видевших все это своими глазами, и можем ли мы подумать о том, какой же это свет. Святитель Григорий Палама защищал учение о Божественном фаворском свете от той ереси, которая распространилась в XIV веке, поскольку были люди, считавшие, что это тварный, физический свет. Но святитель Григорий Палама в своих апологетических беседах опроверг эту ложную точку зрения, потому что Бог осиявается только Своим Божественным нетварным светом.

И как это бывало в судьбоносные моменты для Господа и нас с вами, в момент Преображения звучит глас с неба “Сей есть Сын Мой возлюбленый”. Вспомним, когда еще ученики слышали этот глас, – на реке Иордане во время Богоявления, и на Кресте Господнем. И голос Бога Отца, и присутствие на молитве второй ипостаси Святой Троицы – Господа Иисуса Христа, и действие благодати Святого Духа – третьего лица Святой Троицы, – все это было здесь, на Фаворе. И мы вместе с учениками удивляется этому Преображению. Потому что не только Божество присутствует здесь, но и наше с вами человеческое естество, которое соединено нераздельно и неразлучно с естеством Господа нашего, и оно здесь на Фаворе также преображается, получает этот Божественный свет. Мы удивляемся тому, как Бог соединяется с человеком, и мы видим, что бесконечная любовь Бога к человеку объединяет это бесконечное Божество с нашим с вами человечеством.

Когда мы видим вместе с учениками чудо Преображения Господня, когда мы слышим слова Петра, обращенные к Господу: “Как, Господи, хорошо нам здесь быть”, мы думаем о том, как было бы хорошо, если бы и весь мир был преображен этим Божественным светом.

И какими глупцами были наши с вами предшественники, которые считали, что преображения этого мира, возможности сделать его лучше, можно достичь через революции, через войны, через захват власти! Невозможно преобразить этом мир, невозможно сделать его лучше без Бога, только вместе с учениками Его взойдя на Фавор, можно стать причастниками Божьего естества, благодати Пресвятого Духа. Поэтому никакие наши с вами усилия, никакие политические манипуляции, никакие ложные цели и попытки изменить этот мир, если они не сопряжены с Божией волей, не приводят ко благу человека. И наша человеческая история это ясно доказывает, поэтому только движение к Богу, только возможность получить от Него преображающий Божественный свет сделают наш мир ярче и чище.

И мы вместе со святыми апостолами должны ясно осознавать этот призыв Божий: “Тако да просветится свет ваш пред человеки”(Мф. 5:16). Этот свет, о котором говорит Господь, и есть тот самый Фаворский свет, который узрели Его ученики. И никакого иного света в нашей с вами жизни нет, только этот подлинный Фаворский Божественный свет. И мы с вами должны стремиться к этому свету, потому что все иное – это тьма. Тьма человеческих измышлений, тьма и греховность человеческой жизни. А мы с вами должны стремиться к Божественному, к святому, к вечному. Именно там находится смысл нашего бытия, именно там находится радость вечной жизни, и ничего иного нам не следует искать.

Поэтому, желая преобразить мир вокруг, постараемся начать с самих себя. Невозможно сделать мир лучше, если сами мы являемся источниками тьмы и греха. Невозможно ничего добиться, осуждая руководство страны или окружающих людей, но не делая ничего над самим собой. А вот когда мы начнем с самих себя, когда мы станем примером для ближних, тогда и окружающие люди, получая от нас этот свет добрых дел, станут лучше. Тогда и страна наша станет лучше, и мир получит необходимый Божественный свет преображения, поскольку только добрые мысли, добрые чувства и созидание будет в этом мире.

Поэтому, дорогие мои, услышим призыв Господа нашего, который также был обращен к ученикам еще до восшествия на Фавор: “Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет”(Мк. 8:34). Без нашего с вами крестоношения невозможно преображение нашей души. Без исполнения заповедей, которое сопряжено с нашим добровольным мученичеством, поскольку это связано с борьбой с самим собой, невозможно наше достижение Бога, только через преодоление себя, через постоянство молитвы, поста, доброделания, возможно пройти тем путем, который приведет нас на гору Фавор.

Поэтому, дорогие мои, попросим Господа нашего, ныне преобразившегося на Фаворе, чтобы хотя бы малая часть этого Божественного Фаворского света, достигла и нашего сердца, осветило и нашу душу, и этот Божественный свет стал тем малым зерном, которое, будучи посажено в почву нашей души, дало бы многий плод духовной жизни.

Что является плодом любви, как об этом говорит святой апостол Павел? Мир, радость, долготерпение, вера. И все то, что приносит нам этот Божественный свет веры. Поэтому будем искать этот Божественный свет, будем стремиться к Богу.

Будем делать так, чтобы не только через умственное, духовное осмысление мы смогли быть общниками этого Божественного света, а через реальные шаги наши навстречу к Богу, через приобщение наше к Богу, которое дается нам в Таинствах, через искренне покаяние, через причащение Святых Христовых Тайн и через те добрые дела, которые мы должны совершать, выйдя из этого храма. В этом наше призвание, в это наше спасение. Аминь.

С праздником вас, дорогие!

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в праздник Преображения Господня