Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 15-ю по Пятидесятнице

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 15-ю по Пятидесятнице

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю 15-ю по Пятидесятнице

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 9 сентября 2018 г.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, мы только что слышали произнесенные Богом слова: возлюби Бога всем сердцем, всею душой, всем разумением твоим и ближнего твоего как самого себя. О неизреченная и совершенная любовь Божия к человеческому роду! О непостижимая высота этого совершенства! Сам Бог обращается к человеку с просьбой возлюбить Его, Бога, всем сердцем, всей душой и всем разумением своим. Бог ждет от нас с вами полной совершенной любви. Он не ждет от нас бездумного подчинения Себе, не ждет рабства, Он ждет от нас сыновства.

Но каким образом мы, твари Божии, от которых, по слову святителя Филарета, митрополита Московского, непостижимо далеко отстоит Сам Творец, можем постичь совершенство этой любви, как мы можем любить так, как просит нас любить Его Сам Бог? Тогда Господь дает нам более совершенный способ любви к Богу: возлюби ближнего (но не просто возлюби ближнего, потому что и это для нас часто является непостижимым) как самого себя, – говорит Господь. И если для нас любовь к незнаемому нами Богу непонятна, неочевидна, то отношение с ближними нашими для нас более чем понятны. И вот Бог предлагает нам увидеть Его, Бога, в ближнем своем, и более того, Он Сам, как об этом говорит святитель Григорий Богослов, ради того, чтобы человек стал Богом, Бог стал человеком. В этом совершенство Божией любви. Когда Он, непостижимый, бесконечный Бог, принимает вид человеческий и становится осязаемым для нас, и более того, мы слышим Его Божественные глаголы жизни вечной. Какая еще может быть более совершенная любовь, чем та, которая нам явлена, как об этом нам говорит святой апостол Павел, в Господе нашем Иисуса Христе! Нет никакой иной более совершенной любви.

И Господь предлагает нам степени восхождения к этой любви, потому что та же любовь к ближним для нас часто является непостижимой. И люди, которые имеют опыт земной любви, могут ответить самому себе, что часто, может быть даже всегда, эта земная наша любовь к другому человеку связана с нашими меркантильными желаниями. Связана никак не с другим человеком, а с самим собой, с желанием преодолеть онтологическое одиночество, которое испытывает всякий человек, желание найти себя в другом человеке, и многое-многое другое, что постигается нами в течение земной жизни.

Но Бог предлагает иную, совершенную, любовь, которая связана с тем, что в другом человеке находится Сам Бог, но постичь это тоже просто так невозможно, потому что для этого нужно понимать свое предназначение, свою глубину. Преподобный Серафим Саровский говорил нам, размышляя о смысле духовной жизни и о путях ее: познай себя и хватит с тебя. Он тем самым произнес ту важную мысль, которую еще в древние времена сформулировал преподобный Максим Исповедник, говоря о том, что человек, являясь образом и подобием Божиим, бывает для внешнего мира, который называется космос, микрокосмосом. Но имея в виду назначение человека, которое больше всего окружающего мира, человек – больше космоса тварного. Он сам, являясь микрокосмосом, одновременно является и макрокосмосом, превосходящим по силе назначения весь окружающий мир. Поэтому наше глубокое понимание самих себя, того, как об этом говорит Сам Господь, что мы – храм Божий и Дух Божий живет в нас, через это понимание своего высокого назначения только можем постигать и это великое назначение в окружающих нас людях.

И если мы способны бываем в окружающих нас людях видеть образ и подобие Божие, видеть то же самое назначение, что и самих себя, тогда такая любовь к ближнему бывает совершенной. Тогда даже любая неприятность, любые злые наветы и даже зло, совершенное ближним нашим, воспринимается нами по-иному. Ведь это человек, который создан по образу и подобию Божию, поэтому любое причинение с моей стороны зла этому человеку будет равносильно причинению зла самому Богу. Разве с такими мыслями мы отвечаем на оскорбления окружающих нас людей? Нет, мы в свою очередь подчас сами совершаем зло против людей, тем самым преумножая зло на земле.

А любовь к ближним для нас с вами является ключом к познанию любви к Богу. И как об этом нам говорит святой апостол Иоанн Богослов: пусть никто из нас не обманывает себя, говоря, что он любит Бога, но при этом ненавидит ближнего своего. Только через познание самого себя, своего высокого божественного назначения, своего достоинства человеческого, только через любовь к ближнему своему, мы можем постичь любовь Бога к нам, к каждому человеку. Пусть каждый из нас с вами поставит заданием себе узнавание своей личности, познание ее, раскрытие ее в самом себе. Пусть каждый из нас поставит себе задачей и должное отношение к окружающим нас людям, к каждому человеку, живущему на этой земле. И тогда через это глубокое познание себя и окружающих людей мы сможем ясно представить, как сильно нас любит Бог. И Бог есть сама любовь – совершенная и бесконечная. И пусть эта Божественная любовь проникает в сердце, душу и разум каждого из нас, потому что эта любовь сама этого желает, сама призывает нас к тому, чтобы мы были соработниками, причастниками этой Божественной любви. Для того, чтобы сама любовь, проникая в нас, соделала нас богами, но не по естеству это никогда невозможно, а по благодати. Чтобы нам, став сынами Божиими, став причастниками Его Божиего естества, соединиться с этой Божией любовью и пребывать в счастье и вечном блаженстве. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 15-ю по Пятидесятнице