Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии во второй день Рождества Христова

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии во второй день Рождества Христова

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии во второй день Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Храм Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, г. Смоленск, 8 января 2019 г.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня, во второй день Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, мы вместе со святыми древними праведниками и пророками, древними Святыми Отцами постараемся ответить для себя на следующий вопрос: зачем Бог воплотился?

Ответ на этот вопрос мы находим в первых строках первой книги Ветхого завета, поскольку Бог создал человека по образу и подобию Своему. Как об этом говорит святой Максим Исповедник, изначально при сотворении человека Богом было предусмотрено впоследствии дальнейшее единение человеческой и Божественной природы.

Почему Бог всегда стремился к этому единству с человеком? Потому что Он – Источник любви, желающий всегда быть вместе со Своим творением, разделить все Свое превосходство и все блага, которыми обладает Сам, с теми, кто достоин быть носителем этих благ и этой Божественной любви. Имя этому созданию – человек.

Но человек изначально своим грехопадением стремился удалиться от Бога. Делал он это по своему неразумию, желанию самостоятельно утвердиться в жизни, думая, что без Бога он способен на все. Однако человек заблуждался и ныне заблуждается, если думает, что может жить без Бога.

Господь через древних пророков предвозвещал Свое пришествие в мир. Он делал это настолько точно, что мы по этим пророческим предсказаниям можем подробно изложить пришествие в мир Спасителя, Его жизнь на земле, Его распятие и Его воскресение, даже не зная как будто бы о Его реальном пришествии в мир, только по предсказаниям. Эти предсказания дали точное пришествие в мир Спасителя, все мельчайшие детали, связанные с Его земной жизнью, Его провозвестием спасения.

Господь воплотился, свидетельствуя всем нам о том, что Он – Бог любви, смирения, послушания Своему Небесному Отцу, что Он пришел не судить, а послужить каждому человеку, живущему в этом мире. И мы видим Богомладенца Христа, лежащего в яслях в Вифлееме, не в царском достоинстве, а в самом скромном человеческом виде.

Вместе с волхвами, ангелами и теми животными, что окружали Его, согревая в эту холодную рождественскую ночь, мы удивляемся этому величайшему смирению, этому Божественному снисхождению. Но несмотря на это, наш греховный ум и далеко отстоящее от Бога сердце продолжают задавать этот вопрос, даже при всем том Божественном смирении и любви, которую Богомладенец проявил к человеческому роду: “Зачем же все-таки Твое воплощение, кому оно необходимо? Мы увидели, насколько Ты любящий Отец, смиренный Богочеловек, а что дальше?”.

Бог, зная неразумие человеческое, продолжает нас наставлять в деле нашего спасения. Смиренно восприняв человеческую природу, Он в Самом Себе исцелил ее греховные движения.

Как об этом говорит святитель Григорий Богослов: что Богом не воспринято, то не исцелено. Но Бог в полноте Своей воспринял человеческую природу, созданную Им изначально, воспринял, чтобы исцелить от греха, который человек за всю историю свою от падения Адама до Рождества Христова приобрел в течение жизни, как тот блудный сын, который уходит от отца и живет на стороне, приобретая раны на свою душу и тело.

Так и человечество жило все эти тысячелетия в ранах духовных, душевных и телесных. И требовалось немедленное присовокупление этого греховного естества к природе Божественной. Никакой иной врач не способен был исцелить греховность человеческой природы, только врач по имени Бог, сотворивший эту природу. Никакой вождь не мог вывести из греховного плена человеческий род. Только Сама Истина, Путь и Жизнь, имя которым – Христос. Никакой учитель нравственности, святости и чистоты не мог убедить и вразумить человеческий род, это делали по Божьему вразумлению пророки, но народ убивал своих пророков. Требовался Тот, кто скажет Свое Божественное Слово. А это Слово, проникнув в природу человека, возымело бы то необходимо действие, которое привело бы человека к осмыслению его греховной жизни, покаянию, исправлению. Поэтому требовался Божественный учитель, Сам Бог.

И мы свидетели тому, как Христос за почти четыре года Своего служения миру произносил ежедневно слова спасения человеческому роду. Он исцелял, Он вразумлял, Он свидетельствовал о Своей Божественной любви. Но и это не вразумило народ, живущий во грехе. Народ повел своего Бога, Учителя, Врача, Вождя на Голгофу. Народ распял своего Бога. Народ плевал и заушал своего Небесного Отца. Но Господь, зная это все, все равно пришел в мир. Зная, что Он будет убит на Кресте, зная, что человеческий род будет неблагодарен Ему, Творцу человека, Он пришел ради тех, кто еще не до конца погиб, кто способен был слышать Его Божественное Слово, кто был открыт к тому, чтобы получить духовное, душевное и телесное исцеление, кто готов был пойти за ним, победителем смерти, в Царствие Небесное.

И Он, воскресший Спаситель, призвал нас всех в Царствие Божие. Тот, кто откликается на этот призыв, идет за Богом, тот исполняет заповеди Божии, тот берет крест свой и идет за Христом. Именно для этого, дорогие мои, воплотился Христос, именно для этого человека, жившего, живущего и для того, кто будет жить на этой созданной Богом планете, кто пошел бы за Своим спасителем, откликнулся на Его Божественный призыв и получил бы великие блага, уготованные Богом для любящих Его.

И перед каждым из нас стоит нравственный выбор: что сделать в своей жизни, пойти ли по пути личной погибели, подчиняясь воле страстей, похотей, поклоняясь идолам, которыми являются богатство, власть, благополучие. Либо пойти за Христом, Его тернистым путем, исполняя заповеди, противостоя греху, но и получая те дары, что Господь еще при жизни дает людям Своим.

Главный дар Бога Своим людям – это Его Святая Церковь, по повелению Бога – Главы Церкви – подающая в изобилии каждому человеку необходимые духовные дары, о которых говорят святые апостолы и древние Святые Отцы. И каждый из нас способен через принятие этих Божественных даров, Таинств Христовых, приобрести уже настоящее, уже действующее в наших сердцах Царствие Божие. В этом уникальность Божественной жизни, теперь существующей с момента воплощения, неразрывно и нераздельно с человеческой природой. Он, Богочеловек, Христос, подает нам ныне через повеление Божественного Отца, через пришествие Святого Духа на нас с вами все необходимое для нашего спасения. Лишь бы мы хотели спасения Божьего, лишь бы мы желали быть с Ним, открыть двери своего сердца, в которые Бог непрестанно стучится, как путник, желающий войти в дом нашей жизни и занять почетное место гостя. И не просто гостя, а подлинного Отца, Того, Кто является главным в доме нашем. Именно в этом есть суть и смысл воплощения Христова.

И мы с вами, делая ежедневно и ежечасно свой нравственный выбор, должны осознавать этот величайший дар, понимать наше Божественное назначение, представлять те великие Божественные дары, которые Бог уготовал нам. Одновременно мы с вами должны осознавать ту участь, которая уготована тем, кто не желает быть с Богом. Бог не жесток, не кровожаден. Но Он предупреждает нас о том, что быть без Бога – это самое страшное наказание в жизни человека. И то место, где нет Бога, называется адом. Не потому, что там мучают человеческую природу, а потому что само отсутствие Бога и есть мучение для человеческой природы. И каждый из нас испытывает эти мучения, когда живет без Бога, когда в его жизни беспросветность, бессмысленность, безрадостность. Это и есть адские мучения, которые мы испытываем уже сейчас в нашей жизни. Так что нам мешает, дорогие мои, изменить свой образ жизни, перестать жить в аду безбожия и, соединившись со Христом, Спасителем нашим, получать все те необходимые блага, величайший смысл нашей жизни, ту величайшую радость, которую предлагает нам жизнь с Богом?

Поэтому вместе со святыми ангелами, со Святой Церковью, и не только ныне, но и в каждую минуту нашей жизни, будем прославлять явившегося в наш мир Спасителя Бога. И петь будем вместе с ангелами, как они поют ныне, прославляя величайшее событие пришествия в мир Спасителя: “Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение”.

Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии во второй день Рождества Христова