Обновления

Слово митрополита Исидора на Литургии в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Литургии в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленска, 31 марта 2019 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, Святая Церковь в середине Великого поста предлагает великое благодеяние и духовную помощь – выносится крест Христов. И вся седмица, так же как и этот воскресный день, называется Крестопоклонной. В течение всей седмицы крест Христов находится в храмах, чтобы напоминать верующим о смысле христианского подвига, укреплять всякого человека, приходящего в храм и желающего получить от Бога помощь.

Если бы мы с вами ведали, насколько мы духовно слепы! Когда мы вновь и вновь берем в руки фотографию любимого человека, в нашем сердце невольно возникает чувство радости, мы обязательно умиляемся, глядя на этого человека. Но обратим внимание, посетило ли нас это чувство, когда мы сегодня пришли в храм и увидели на аналое лежащий крест Христов? Отнеслись ли мы ко Христу, находящемуся здесь, так, как мы относимся к любимому человеку, глядя на его изображение? Или мы восприняли этот крест, так же как и икону, лежащую рядом с ним, как некий предмет интерьера и не более того… Пусть каждый из нас спросит себя: какие чувства нас посещают, когда мы смотрим на крест Христов? Видим ли мы распятого Бога, пришедшего в мир, чтобы спасти каждого из нас, проявившего полное послушание Своему Небесному Отцу, проявившего Свое божественное снисхождение в смирении и послушании всякому человеку, ведь Он, Бог, распят и Его изображение мы видим на кресте, на который Он добровольно взошел, чтобы спасти каждого из нас.

И когда мы слышим сегодняшнее евангельское чтение от Марка и слова Спасителя о том, что кто хочет по Мне идти, да возьмет крест свой, отзываются ли эти слова в сердце? Или это очередное евангельское чтение, которое мы слышим в храме, и оно, влетев в одно ухо, вылетает в противоположное, не касаясь нашего сердца? Понимаем ли мы, к чему нас призывает Господь, говоря, что тот, кто потеряет ради Меня душу, обретет ее? Слышим ли мы в нашем уме противоречивость этих слов, которые противопоставляют всю нашу жизнь, входят в конфликт с нашим мировоззрением? Что значит – потерять душу, да кто мы такие, мы же разумные люди, как мы будем терять душу, в том числе, ради Бога. мы не понимаем духовный смысл этих слов, ведь потерять душу ради Бога, значит обрети ее. Это слова самого Спасителя.

Что значит – потерять душу? Это значит, полностью возложить свою жизнь в руки Божии, как Он, Сын, отдал Свою жизнь и судьбу в руки Отца, исполнив Его послушание. Потерять душу – означает все свои мысли сопрягать со словом Божиим и ничего не мыслить помимо того, что Бог говорит человеку. Полностью отвергнуть себя и потерять свою душу означает, что все свои деяния, поступки, все свое мировоззрение полностью согласовывать со словом Божиим. И каждый раз задавать себе вопрос: а как Бог научил меня поступать? Поступаю ли я и мыслю ли я, как Бог учил меня? Или я противоречу слову Божию и поступаю вопреки Его Божественной воле? Каждое мгновение мы должны задавать себе этот вопрос.

Отвергнуть себя – это значит находить источник радости в Боге. Отвергнуть себя – это значит проходить жизненные испытания с Богом, и плакать, и радоваться, только сообразуя это все с волей Божией.

Но, скажем мы, мы не готовы к такой жизни. Мы неспособны проявить мужество и жить по-Божьему. Включаются, так называемые, инстинкты самосохранения: наш греховный человек указывает нам, что не дай Бог чем-то пожертвовать ради кого-то, даже ради Бога. Не дай Бог в чем-то претерпеть испытания и притеснения, мы должны жить полноценно, получая наслаждения в этом мире и желательно в будущем тоже… Это голос нашей внутренней человеческой природы, который указывает нам на это и препятствует тому, чтобы мы совершали подвиг.

Нам нужно противостоять такому греховному голосу, потому что он, в конечном счете, приведет нас к вечной погибели. Ни одно существо на этой земле за всю историю человечества не спаслось, обращая внимание на этот голос. Только через самоотвержение, только через противостояние своему внутреннему греху. Как об этом говорит святитель Феофан Затворник, только через внутреннее крестоношение, через внутренний подвиг, который часто незаметен людям, да и должен быть незаметен для внешнего человека. Мы должны совершать несение креста, подражая Самому Богу, Который взошел на этот крест и несет его до сих пор, стремясь оказать помощь всякому человеку, живущему и тому, кто будет жить, на этой земле.

Дорогие мои, глядя на Спасителя, распятого на этом кресте, будем взирать на Него, как на самого любимого нами человека. Ведь Он для этого и стал человеком – чтобы мы, взирая на Него, обращаясь к Нему в нашей молитве, получали спасение. И пусть никакие иное изображение не будет так желанно для нас, ведь в нем, этом изображении Христа, смысл нашей жизни, суть нашего спасения. И если какие-либо иные изображения вызывают те или иные всплески в нашем сердце и уме, то пусть изображение креста у нас вызывает только одно глубокое чувство – смирение, пусть оно научит нас смирению перед Богом и перед людьми. И пусть для нас всегда будут памятны слова Спасителя на всю жизнь нашу: “Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть”. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Литургии в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную