Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 19-ю по Пятидесятнице

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 19-ю по Пятидесятнице

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю 19-ю по Пятидесятнице

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 27 октября 2019 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, Господь наш Иисус Христос, основание веры нашей, как долготерпеливый и чадолюбивый отец часто являет Себя сеятелем. Сеятелем Своего Божественного слова. И каждый из нас имеет способность воспринимать это Божественное слово через Божественную благодать, сопровождаемую действием Божественных энергий, которыми мы живем, движемся и получаем воодушевление на творчество нашей человеческой личности. Но чтобы быть восприимчивым к этому потоку Божией благодати, нужно быть теми, о ком мы слышали сегодня в притче: благодатной почвой, способной воспринять это Божественное сеяние. Если это сеяние не попадает в добрую почву, она попадает в иные, подобные природным явлениям, состояния нашего сердца. Либо оно попадает на дорогу, и тогда это семя не получает развития, потому что суета и иные обстоятельства не позволяют ему произрасти. Либо это окамененная почва нашего сердца, куда сколько не сей, все бесполезно, потому что недоступна бывает наша душа, наше сердце, наш ум действию Божией благодати.

То же бывает, если слово Божие падает на землю, где много терний. Это зерно даже не сможет пустить корни, настолько мощными бывают наши страсти, что они не дают произрасти слову Божию, и мы не получаем плода этого слова. Как часто мы слышим, слово Божие влетает в одно ухо, а из другого вылетает, не оставляя никакого благого последствия в нашем сердце.

Мы с вами, дорогие мои, являем собой разные состояния человеческой природы, состояния нашего духа. Порой мы сами себе задаем вопрос: а почему мы настолько маловерны? Почему окружающие меня люди вообще не верующие, и никакие аргументы не способны изменить их отношение к вере? Ответы на эти вопросы находим в сегодняшней притче, где как раз говорится о разных состояниях нашего сердца, нашей души, разной восприимчивости к Божьей благодати.

Дорогие мои, если мы неверующие или сомневающиеся в Боге люди, дело не в Боге, а в нас, в нашей способности принять Бога в свою жизнь, в нашей способности противодействовать терниям – тем опасностям, которые могут украсть нашу веру. А для этого мы должны трудиться. Главной причиной нашего неверия и маловерия является наша леность – леность греховной нашей природы. Эта леность не позволяет нам быть добрыми делателями виноградниками Божия. Не позволяет нам постоянно удобрять почву нашей души, возделывать ее, заботиться о ней, поливать эту землю слезами нашего покаяния. Как и на приусадебных участках, на ниве нашей души без неустанного труда невозможно получить добрые плоды.

Дорогие мои, будем стараться быть добрыми делателями. Всегда будем помнить, что Господь не оставляет нас даже тогда, когда наше сердце окамененно, когда в нем множество страстей, которые не дают жить нашей вере. Господь все равно как добрый сеятель идет и сеет даже не надеясь, что это семя прорастет. Ему не жалко Своих трудов, Он готов вновь и вновь проходить по бесплодной почве нашей души – а вдруг, может быть, что-то коснется нашего сердца, и мы изменим к Богу отношение. Вдруг наше окаменненое сердце или сердце, исполненное страстей и похотей, воспримет это малое зерно. И если это восприятие Божественной благодати произойдет, то душа получит множество духовных плодов. А мы вами знаем, что есть духовные плоды. Как говорит святой апостол Павел, это радость, мир, долготерпение, вера, любовь, милосердие. Нет возможности перечислить все те добрые плоды, которые дает нам вера и принятие Божественной благодати в наше сердце.

А те из нас, кто говорит, что любит Бога, и при этом не по-доброму относится к ближним, обманывают себя и окружающих людей. Не верьте человеку, если он называет себя верующим, а сам не по-доброму относится к окружающим людям. В такой душе не веры. Мы не должны плохо относиться к такому человеку, но должны в самих себя являть пример нашей веры в Бога, нашего отношения к окружающим.

И пусть, как об этом говорит один известный проповедник XIX века, наше покаяние будет не только на словах во время исповеди (нет ничего радостнее для дьявола, чем покаяние на словах, но не на деле), но будем совершать деятельное покаяние, будем прилагать нашу любовь к Богу, любовь к ближним, наше творчество в Боге. Это позволит нам удобрить почву нашей жизни, сделать ее плодоносной, способной к восприятию Божественной благодати, способной к произрастанию добрых плодов в нашей жизни. Имея в нашей жизни добрые плоды, мы сможем поделиться этими плодами. Это важно прежде всего для наших детей и внуков, для окружающих нас людей -щедро делиться с ними и радоваться той благодати, которую Господь дает нам.
Пусть наше деятельное покаяние, наша всегдашняя надежда на милосердие Божие не оставляют нас. И Господь, видя наше усердие, видя нашу греховную жизнь, но одновременно и покаяние наше, даст нам всю силу Своей благодати для преодоления наших страстей, для приумножения наших добрых плодов, чтобы каждый из нас спасся в Боге, достиг Царствия Божия, и через то получил спасение.

А если каждый из нас получит спасение, то не будет больших молитвенников, чем мы, спасающиеся в Боге, молитвенников за окружающих людей, за весь мир.
Дорогие мои, пусть Божия благодать всегда посещает нас, а мы будем восприимчивы к ней, как добрые делатели виноградника Христова.

Христос Воскресе!

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 19-ю по Пятидесятнице