Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю 20-ю по Пятидесятнице

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в Неделю 20-ю по Пятидесятнице

Слово митрополита Смоленского и Исидора на Божественной литургии в Неделю 20-ю по Пятидесятнице

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 3 ноября 2019 г.


Бедность и богатство – явления, которые сопровождают историю человечества. Каждый из нас сталкивается с этими явлениями в своей жизни. Будучи богатым или будучи бедным, человек размышляет о противоположной стороне своего земного существования. Нет ни одного человека, который бы не имел представления об этом, не имел своего суждения о том, что такое богатство и что такое бедность, как относиться к этим явлениям. Сегодня Господь повествует нам Евангельскую историю о богаче и Лазаре, которую вы слушали в Евангелии от Луки (Лк. 16, 19-31).

После этого короткого повествования у нас быстро складывается личное отношение к этому богачу, который пиршествовал и не знал нужды ни в чем, и друзья его, приходя к нему, получали удовольствие и радость жизни, как им представлялось. Так же быстро мы оцениваем и положение Лазаря, лежащего у врат богатого дома и не имеющего возможности получить даже пропитание, то пропитание, которое было в изобилии в доме богача. И как мы слышали, собаки приходили и лизали струпья этого человека, который был и физически нездоров, и не имел средств к существованию, но который, как мы это заметили, задавал вопросы. Отчего у меня эта бедность? Каково отношение Бога к тому, что я беден? Что происходит с этим богатым человеком, который пиршествует в нескольких десятках метров от меня, какое у него состояние?

Эти вопросы Лазаря, находящегося в тяжелейших жизненных обстоятельствах, стали поводом к тому, что после его кончины – гибели, в конечном счете, от голода и болезней, он Богом удостаивается быть помещенным в лоно Авраама. Наступает и время богача, потому что никто, даже самый богатый человек на этой земле, не способен изменить законы бытия. Этот богатый человек умирает, и, согласно своему духовному состоянию, оказывается в ином месте, где скорбь и печаль, где мучения от того, что нет тех богатств и удовольствий, которые он имел в жизни.
Мы легко принимаем образ Лазаря в качестве положительного героя и легко даем отрицательную оценку богачу. Но не так все просто в Евангелии. Эта история имеет более глубокий смысл, поскольку само по себе богатство и сама по себе бедность не являются поводами к одобрению или осуждению. Как говорил об этом проповедник XX века митрополит Антоний Сурожский, беда этого богатого человека была в том, что он был весел, а не радостен. Веселье, говорит митрополит Антоний, это такое состояние, которым невозможно поделиться, ведь поделиться возможно только радостью. Вот эта вакханалия, которая непрерывно длилась в доме богача, и нежелание думать о своей о своей участи, – все это может быть свойственно и очень бедным людям.

Обратим внимание, дорогие мои, на нашу жизнь. Мы видим тех бедных людей, которые самостоятельно себя доводят до ужасного физического состояния, которые сознательно пребывают в материальной нищете, ограниченности в восприятии мира, в том состоянии, в котором, и мы, к сожалению, уже ничем не можем им помочь. Это их добровольное решение, их нежелание борьбы за свою жизнь, их нежелание жить ответственно за себя и за окружающих людей.

К сожалению, такие люди есть. Но состояние Лазаря отличается от состояния этих людей. Ведь он стремился к тому, чтобы избавиться от нищеты. Он многократно обращался к богачу за помощью. Видя нищего Лазаря, мы, может быть, неспособны увидеть богатство духа этого человека, но Господь способен это увидеть. Лазарь не осуждал этого богача, не посылал ему проклятия, но смиренно относился к той безысходности, в которой оказался, понимая, что ничего не может сделать своими силами, если ему не поможет иной человек, если Господь не придет к нему на помощь. Но Господь воспринимает эти обстоятельства как испытания Лазаря и награждает его венцом вечной жизни с Богом в лоне Авраама. А тот человек, для которого жизнь в богатстве была таким же испытанием, не прошел эту школу жизни, не смог сделать выводов. Может быть, если бы он помогал Лазарю, Господь по-иному отнесся бы и к его безудержному веселью, которое невозможно оправдать, но которое, можно было бы, наверное (Господь знает!) перевесить добрыми делами, возможность совершать которые дается богатому человеку.

Эта Евангельская история обращена не столько к бедным лазарям, которых так много в нашем обществе, и мы, думая, что духовно богаты, неспособны помочь этим несчастным, а значит, мы – бедные, а не они. Эта история обращена, прежде всего, к богатым мира сего, которые думают, что их богатство – благословение Божие, которые думают, что состоятельны и перед людьми, и перед Богом, не понимая, что богатство – это испытание в жизни человека, если человек способен использовать то, что ему дано, чтобы проявить любовь к окружающим людям. У каждого богатого человека есть внутренне испытание – оторвать от себя это богатство, но богатый человек может приобрести духовное богатство через раздачу материального. Если бы это происходило, то не было бы нищеты и социальной несправедливости, а всякий богатый человек был прежде всего духовно богатым.

Дорогие мои, само по себе богатство или бедность – не повод оценивать состояние человека, важно лишь, как мы лично относимся к окружающим людям, способным ли поделиться тем, что у нас есть. Это не обязательно материальные средства, в душе нашей должно быть богатство – то, что Господь дает нам в избытке: радость, доброта, милосердие.

Пусть эта Евангельская история, рассказанная Самим Богом, а значит, являющаяся абсолютной правдой, будет поводом для размышления о том, как мы относимся к окружающим людям и как мы, в конечном счете, относимся к Богу, Который определит нашу участь, когда мы предстанем перед Ним. Чтобы наше место было с Лазарем, мы должны быть духовно богаче. Мы должны подражать тем, кто пронес духовное богатство через свою жизнь: совершал дела милосердия, был добр к окружающим людям, и не подражать тем, кто кичится своим богатством, не понимая, что делает это себе в осуждение.

Пусть Божия мудрость, пусть простота, и даже нищета духовная нами воспринимается, как то величайшее богатство, которое мы способны взять с собой в вечность, будучи духовно богатыми людьми, а значит, теми, кто способен войти в Царствие Божие, быть радостными и в этой жизни, и в жизни вечной. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в Неделю 20-ю по Пятидесятнице