Обновления

Слово митрополита Исидора на Литургии в день памяти Новомучеников Церкви Русской

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Литургии в день памяти Новомучеников Церкви Русской

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной Литургии в Неделю о мытаре и фарисее, день памяти новомучеников Церкви Русской

Храм Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, г. Смоленск, 9 февраля 2020 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие отцы, братья и сестры, этот воскресный день Святой Церковью именуется Неделей о мытаре и фарисее. Милостью Божьей этот день совпал с празднованием Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Притча, которую мы с вами только что слышали из уст Самого Господа в Евангелии от Луки (Лк. 18, 10-14), предназначается нам с вами для того, чтобы мы в преддверии Великого поста обратили внимание на то, что есть молитва.

Два человека зашли в храм Божий. Один фарисей, то есть человек, который строго исполняет Закон Божий, и все его внешние предписания для него являются обязательными. И другой человек – мытарь.

В прошлый воскресный день мы с вами слышали евангельскую историю о Закхее – мытаре. Мы помним, как люди вообще относились к сборщикам налогов, – плохо относились. Потому что никто не желает расставаться со своим достатком. А мытари были призваны изымать доходы у населения в пользу государства. Мытарь, зашедший в храм, с точки зрения людской был человеком отрицательным. Сборы налогов в те времена были не похожи на то, что совершается сейчас. Сборщик налогов был сборщиком в буквальном смысле слова. Ему самому было необходимо лично взять средства конкретного человека, а значит, иногда и применить силу, может быть, даже ударить человека.

Мы с вами можем только догадываться, кто был этот мытарь. Но Господь наш в притче, которую вы только что слышали, обращает наше внимание не на внешние проявления человека, не на то, как о нем думают люди, а на то, кем человек по сути своей является.

Сердцеведец Господь обращает наше внимание на подлинное духовное состояние фарисея и мытаря.

Но пусть никто из нас не спешит осуждать фарисея, который зашел в храм, стал ближе к алтарю, поскольку он достойный человек. И мы знаем, почему он достойный – он действительно не убийца, не вор, как об этом говорит в сердце своем. Он десятину от своего личного достатка отдает в храм и раздает народу – во всех смыслах положительный человек. И кто из нас может похвалиться тем, что хотя бы вполовину делает то, что этот фарисей?

А мытарь, тот человек, который совершает неблагочестивую работу, и может быть, даже ведет не такой благочестивый образ жизни, как фарисей, встал в самом конце храма и в сердце своем взывал: Господи, я недостойнейший человек. Фарисей же в сердце своем хвалил себя перед Богом.

И Господь, давая единственно верную оценку тому, как молится фарисей, и как молится мытарь, говорит нам, что мытарь уйдет из храма более оправданным, чем фарисей.

В преддверии Великого поста мы обращаем внимание на эти образы, чтобы разобраться в себе – а какую молитву возносим мы Богу. Если мы с вами внешне благочестивы, то пусть никто из нас не хвалится этим перед Богом, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

И если результатом наших добрых дел, нашим внешним проявлением, которое нравится окружающим людям, является наша гордость, и гордость внутренняя, и гордость внешняя, значит, напрасны наши труды перед Богом, потому что Бог не труды приветствует наши, сколько бы их много не было, а ждет от нас покаяния и смирения.

Именно ради этого должны совершаться наши труды.

И если наша долгая молитва в храме и дома, наши многократные поклоны, так называемая благочестивая жизнь наша для внешних людей является поводом для нашей гордости, значит, наши труды бесполезны, поскольку они не ведут к главной цели – смирению и покаянию перед Богом.

Дорогие мои, изымем из сердца нашего всякую гордость, всякое тщеславие, которое есть свидетельство нашего заблуждения. Только сердце, которое смиренно и послушливо Богу, ощущает Его близкое присутствие. А там, где нет смирения, нет покаяния, там просто нет рядом Бога.

С другой стороны, мы с вами обращаем внимание на образ мытаря, на первый взгляд, неблагочестивого человека, но в глубине сердца осознающего свою неправду, осознающего необходимость покаяния и молитвы. Именно такое настроение нашего сердца угодно Богу.

Это не значит, дорогие мои, что мы должны жить неблагочестиво. Это не значит, что мы не должны совершать молитвословия и поклоны, ведь к этому нас призывает Церковь в предстоящие дни Великого поста. Нет. Мы должны и молитвы совершать, и поклоны, и воздерживаться от греха. Но при этом мы должны проявлять покаяние перед Богом, должны стремиться к тому, чтобы Господь открыл немощь естества нашего. Чтобы мы, видя всю греховность нашей жизни, всю ее не направленность к Богу, носили в сердце покаяние и просили Бога Своей благодатью войти в наше сердце.

Сегодня мы с вами отмечаем память новомучеников и исповедников Церкви Русской. Именно смирение и покаяние этих святых стало той действующей силой, которая повела их на Русскую Голгофу. Через личное покаяние, через покаяние всей Церкви и всего народа Божия, отступившего от православной веры в нашей стране в начале XX века, новомученики со смирением пошли, как жертвы нашего безбожия, как те агнцы, которые кровью своею омыли грехи народа нашего.

Церковь зиждется на крови мучеников, но это не значит, что Церковь требует эту кровь. Наши грехи, к сожалению, часто проливаются кровью праведных людей. Поэтому и наше покаяние должно быть искренним и сердечным, почти до крови – своей личной, крови духовной, мы должны совершать покаяние, подобно тому, как совершали его эти великие угодники Божии, восшедшие на русскую Голгофу.

И древние образы из притчи, которую произнес сам Христос, Спаситель наш, являлись неопровержимыми духовными ориентирами для всех подвижников благочестия – для древних мучеников и новомучеников Церкви Русской.

Какой урок для нас с вами несут эти подвижники благочестия? Какой урок для нас с вами несет притча о мытаре и фарисее? Без покаяния, которое единственное привлекает благодать Божию, невозможно наше спасение.

Дорогие мои, в сердце нашем будем призывать Господа. Простыми сердечными словами — не обязательно заученными словами из молитв. И пусть эти простые слова покаяния “Господи, помилуй” будут нашей ежедневной, ежеминутной, ежесекундной молитвой к Богу, Который ждет от нас покаяния, исправления нашей жизни, приглашая нас в жизнь вечную, уготованную каждому из нас.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Литургии в день памяти Новомучеников Церкви Русской