Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Прощеное воскресение

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Прощеное воскресение

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Прощеное воскресение

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 1 марта 2020 г.


Дорогие братья и сестры, сегодняшний воскресный день Святая Церковь именует изгнанием Адама из рая. Это событие – последствие величайшей катастрофы, которая произошла с человечеством в раю, когда Адам и Ева согрешили перед Богом.

Как мы знаем из первых глав книги Бытия, Господь вручил Адаму и Еве рай. Через его возделывание, через беседы с Богом и исполнение данного Богом поста (этим постом был запрет вкушать плоды с древа добра и зла) человеку надлежало духовно возрастать. Степень этого возрастания Богом не обозначена, потому что нет придела совершенству, нет приделов стремления нашего к Богу. Но преслушанием человек низверг себя из Божественного рая.

Нашему разуму представляется, то грехопадение произошло случайно: змей разговаривал с Евой и предложил ей некий плод, который мы называем яблоком. Вкусив яблока, Ева получила определенные знания, в этом состоянии пошла к Адаму, вручила ему это яблоко, рассказав о тех обстоятельствах, в которых она его получила.

Во всем этом кратком рассказе уже видится отдаление человека от Бога, которое предшествовало моменту грехопадения. То, что Ева оказалась вдали от своего мужа Адама, уже было началом этого греховного пути. Она начала действовать самостоятельно, без благословения мужа. Адам отпустил ее, позволил ей беседовать со змеем… Как свидетельствуют древние святые отцы, Бог позволил человеку видеть сущность животных, благодаря чему человек давал наименования всему живому на земле. Невозможно себе представить, что Ева, беседуя со змеем, не понимала, с кем говорит. Она прекрасно осознавала, что дьявол вселился в это существо, чтобы побеседовать с Евой и вручить этот запрещенный Богом плод. Ева понимала, что не следует вступать в беседу, но любопытство и непослушание Богу и Адаму привело к таким тяжким последствиям.

Так бывает и в семьях наших, дорогие мои, когда мужчина и женщина не согласовывают своих решений друг с другом. Когда кто-то из семейной пары совершает какое-то зло, то это зло прилепляется ко всем в этой семье. Поведение первых людей, как в зеркале, отразилось в судьбе всего человечества.

Мы понимаем последствия этого греха – отчуждения от Бога, и мы должны ясно осознавать, что не Бог явился причиной изгнания Адама из рая, а сам человек сделал свой добровольный выбор, ведь он был свободен выбирать добро или зло.

Но цепочка как будто бы малых грехов привела человека к величайшему греху – предательству Бога. Мы слышим эти библейские слова Адама, обращенные к Самому Богу: жена, которую Ты мне дал, вручила мне этот плод. В этих словах – последствие грехопадения человека, который обвиняет Бога, своего Творца. Это отдаление человека от Бога и явилось величайшей катастрофой, которая сделала человека неспособным пребывать в раю.

Адамово изгнание – это последствие грехопадения человека, который уже не мог находиться в раю. В качестве Божией защиты человек получает так называемые кожаные ризы – дебелость плоти нашей, сохраняющей от внешнего духовного мира, стремящегося до конца погубить человека. Бесы стараются уничтожить само бытие человека как творения Божьего. Но человек охраняется Божией благодатью и этими кожаными ризами, которые не дают сойти с ума, но дают возможность осознавать свою ограниченность и последствия духовной наготы, которые приобрел человек.

Адам и Ева, низринувшись на землю, увидели свою духовную неполноценность без Бога. Они увидели наготу телесную, что не самое страшное, а самое страшное – что они увидели наготу духовную, душевную, что имело большие последствия для человека.

Вся история человечества – это последствие человеческого греха, которое мы несем в своей поврежденной человеческой природе, не способной видеть Бога, лишенной духовного целомудрия, так нуждающейся в духовном посте, который был утрачен человеком в раю.

По мысли святителя Феофана Затворника, если бы пост в раю был сохранен, человек остался бы в раю. Но пост нарушен, и человек низринут из рая.

С завтрашнего дня, дорогие мои, Святая Церковь предлагает каждому из нас вступить в Святую Четыредесятницу – Великий пост для того, чтобы через наше личное покаяние, через наши искренние слезы, искреннее коленопреклонение, через понуждение нашей души к покаянию мы могли приблизиться к раю. Чтобы через духовные подвиги, с помощью благодати Божией, мы могли осознать всю глубину нашего личного грехопадения, осознать, что мы через грехопадение Адама оставили там, на небе духовном, к чему на самом деле мы призваны и чего лишены.

Пусть предстоящий Великий пост, который способен совершить каждый из нас, чем бы он ни был занят, пусть даже самой трудоемкой работ ой, ведь пост заключается в духовном предстоянии перед Богом. И если у кого-то нет возможности воздерживаться от скоромной пищи, то возможность каяться перед Богом точно есть у каждого. В этом нет никаких преград для нас.

И каждый человек имеет возможность в уме и сердце своем произносить простые слова: Господи, помилуй.

Пусть дни Великого поста для каждого из нас будут спасительным временем. Временем нашего духовного возрастания. Временем покаяния, через которое мы способны обрести духовное зрение, видеть свою греховность и Божие величие.

Святой апостол Павел сегодня обращается к нам через свое святое Послание: завершилась ночь, приблизился день. Отвергнем же дела тьмы, облечемся в оружие света, облечемся в Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Его силою и нашей немощью нам достигнуть Царствия Небесного, нескончаемой Пасхи, в которой прославляется Отец и Сын и Дух Святой.

Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Прощеное воскресение