Обновления

Слово митрополита Исидора в день памяти преподобного Серафима Саровского

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в день памяти преподобного Серафима Саровского

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в день обретения мощей преподобного Серафима, Саровского Чудотворца

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 1 августа 2020 г.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, в современных СМИ, особенно, в областях, связанных с культурой, мы часто слышим или читаем слово “духовность” по отношению к тому или иному явлению культуры или произведению искусства. От деятелей культуры мы слышим о так называемой “духовной культуре”, об оценке творчества и жизни людей, которые именуются духовными. И у нас возникает ощущение, что люди или явления, о которых идет речь, каким-то образом связаны с религией. Но это глубочайшее заблуждение. Поскольку эти явления и люди никакого отношения к жизни Духа Святого не имеют.

Духовным в подлинном смысле этого слова может называться только то, что относится к Богу.

Святой апостол Павел в Послании к Галатам (Гал., 5, 22 – 6, 2) называет проявления истинной духовности. Апостол Павел перечисляет плоды духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. И если человек или явление культуры, науки, образования или чего бы то ни было, в своих проявлениях указывает на эти плоды Святого Духа, значит, все это духовное. А если не указывает, то это имеет отношение к чему-то иному.

Сегодня, в день памяти преподобного Серафима, Саровского Чудотворца, нашего российского старца, просиявшего в первой половине XIX века, его духовные наставления дают разъяснения тому, что есть “духовное” и каковы цели и смысл все наших подвигов, всех устремлений к Богу.

Весь смысл наших молитв, предстояний в храмах Божиих, участий в Таинствах, – лишь в стяжании духовных плодов, о которых так ясно сказал апостол Павел. И если мы с вами за многие десятилетия хождения в храмы Божии через часто причащение Святых Христовых Тайн, утренние и вечерние молитвы, коленопреклонения и бесчисленное чтение акафистов не стяжаем плоды духа, значит, мы не идем верным путем. Но если в сердце нашем воцаряются любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, тогда, глядя на эти признаки не того, что мы говорим, а того, что мы делаем, мы можем утверждать, что, наверно, идем верным путем.

Дорогие мои, пусть никто из нас не ошибается в духовной жизни, пусть каждый из нас “различает духов”, как об этом говорит святой апостол Павел. И пусть каждый из нас называет духовным лишь того человека, у которого есть эти благодатные качества Бога на сердце человеческом.

И пусть преподобный Серафим Саровский является для нас подлинным примером духовной жизни, потому что стяжание благодати Святого Духа – это главное наше назначение. Кто бы кем ни был – священником или мирянином, начальником или самым умным деятелем науки или культуры, образования или спорта, – без стяжания благодати Святого Духа бессмысленна наша короткая земная жизнь. С этой целью должны мы соизмерять все наши поступки, слова, намерения.

И пусть призыв святого апостола Павла служит для нас тем духовным заданием, которое мы должны исполнить в нашей жизни.

Апостол Павел говорит о том, что мы должны носить тяготы друг друга. Тяготами, по толкованию святителя Иоанна Златоуста и других древних святых отцов, являются немощи, греховные недостатки наши. Священники возлагают на себя тяготы мирян во время исповеди и несут по жизни эти тяготы, донося их до Страшного суда и свидетельствуя за своих духовных чад перед Богом. Так и мы должны носить тяготы, прощая недостатки, согрешения друг друга, ведь у нас самих так много недостатков. И ближние наши, часто это семья, носят наши с вами недостатки. Мы должны с терпением относиться к недостаткам друг друга, носить тяготы друг друга, потому что в этом есть исполнение закона Божия. В этом есть высшие проявления нашей любви к ближнему, в этом есть проявления действия в нас благодати Святого Духа.

Пусть каждый из нас помнит всю жизнь, до самого мгновения кончины наставления преподобного Серафима Саровского: находишься ли ты в храме, или дома, или на работе, на службе своей, или в жизненных трудных обстоятельствах, в горе, в печали или в радости, всегда неизменно в сердце своем повторяет слова Иисусовой молитвы: “Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй меня, грешного”. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в день памяти преподобного Серафима Саровского