Обновления

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Димитриевскую родительскую субботу

Главная > Проповеди > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Димитриевскую родительскую субботу

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Димитриевскую родительскую субботу

Смоленский Свято-Успенский кафедральный собор

7 ноября 2020 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня, в Свято-Димитриевскую родительскую субботу, мы совершаем поминовение всех почивших православных христиан. Этот день был установлен по благословению преподобного Сергия, игумена Радонежского, чтобы великий князь Димитрий Донской и его войско, вернувшиеся с Куликовской битвы, принесли покаяние перед Богом за те греховные обстоятельства, которые сопровождали это освободительное движение, эту войну, да и саму жизнь этих воинов. С тех пор в этот день мы совершаем поминовение почивших воинов, присовокупляя к этому поминовение всех сродников наших. Это русский родительский день.

Сегодня мы слышали те Евангельские и Апостольские чтения, которые полагаются в родительскую субботу. Мы слышали Божие свидетельство и свидетельство Апостольское о том, каким будет конец земной человеческой истории. Господь наш Иисус Христос, свидетельствуя о своем Божественном равенстве с Богом Отцом, о равенстве славы Своей, указывает нам на то, что Он, по велению Отца, является не только искупителем человеческого рода, но и грозным судьей, которому надлежит в конце человеческой истории прийти и совершить суд над человеческим родом. Совершить суд в тех обстоятельствах, когда Им, Богочеловеком Христом принесена жертва ради человеческого рода, когда Он даровал каждому человеку, живущему на этой земле, освобождение от работы дьявольской и благодатные возможности получить от Бога спасение.

Он искупил нас от вечной греховной смерти, в которую впали прародители наши Адам и Ева, определив тем самым это падшее бытие и для нас. Но Христос искупил нас с вами и уготовал для нас жизнь вечную. Господь определил, что эта жизнь вечная начинается не только после смерти нашей, но уже здесь, в нашем земном коротком бытии. Ведь мы имеем возможность стать причастниками Христу, сотелесниками Ему, мы имеем способность в этой жизни стяжать благодать Святого Духа, преобразиться в Божию плоть. Те из нас, кто шёл этим путем, стали святыми угодниками Божьими. А мы с вами, живущие греховной жизнью и получая в земной жизни огорчение, к сожалению, часто бываем не готовы к жизни вечной, к которой не стремимся, которую боимся. Боимся от того, что много неизвестного за пеленой этой жизни. Боимся из-за того, что совесть наша обличает нас в собственном недостоинстве. Боимся из-за того, что просто боимся. Из-за слабости существа нашего, не вооруженного благодатью Святого Духа и тем мужеством, которое дает Господь в преодолении всякого бедствия. И поскольку мы не вооружаем себя благодатью Святого Духа, мы трепещем перед самим событием смерти, мы боимся его и стараемся не думать о смерти.

В западном обществе, очень сильно отдаленном от Христовой веры, вообще не прилично даже говорить о смерти, а если какие-то вопросы смерти касаются, то принято облагораживать, украшать эту тему так, чтобы человек вообще не задумывался о смерти. И в нашем российском обществе, которое все больше и больше стремиться удалиться от темы духовной жизни и всячески пренебрегает верой в Бога, эта тема также всячески удаляется: в общественном, информационном и культурном пространстве не принято говорить о смерти.

Но святой апостол Павел говорит о смерти прямо: “Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение… Имею желание разрешиться и быть со Христом” (Фл. 1:21,23). Вот чего желали святые. Но желали этого не искусственно, не через самоубийство, что, к сожалению, некоторые из нас это совершают, думая, что тем самым они прекращают свои страдания и делают себе лучше. Не понимая, заблуждаясь, совершая эти действия, они навлекают на себя большее осуждение. Ведь мы с вами не владеем даром жизни.

Нынешняя пандемия коронавируса очень хорошо об этом свидетельствует. Мы не имеем возможности сохранить свою жизнь и все полагаем на волю Божию, ведь даже и врачи пока не могут справиться с этой болезнью. И только Господь, только Его всемогущая десница, Его промысел способен сделать что-то благое в нашей жизни. Когда мы находимся в болезни, или на смертном одре, мы это очень хорошо понимаем. Но не дай Бог нам достигать этих болезней и смертного одра, если в нас нет веры. Если в нас нет упования на Бога, если у нас нет надежды на то, что когда по воле Божьей мы перейдем в ту вечную жизнь, мы будем утешены Богом. Мы будем достойны хотя бы отчасти взыскать Царствие Божие, которое для нас каждого определено, но которого мы бываем не достойны.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали слова о том, что и умершие сродники наши, история которых идет параллельно с нашей с вами жизнью, будут воскрешены Богом, и вместе с нами, если мы будем к тому мгновению жить в нашей телесной природе, будут поставлены на суд. И праведники будут восхищены на Небо, а грешники определены в ту участь, которой достойны и к которой привычны. Христос Спаситель говорит нам следующее: “Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь” (Ин.5:24). Это свидетельство Божие указывает нам, что если мы живем верой, если мы слышим Божие слово, если мы его храним, как самое драгоценное, что есть в нашей жизни, что если мы живем по вере, то мы уже получили жизнь вечную.

И наша задача – удержаться в вере, наша задача – сделать так, чтобы никакое жизненное испытание, никакой грех наш не разлучил нас с Богом. Чтобы мы силой веры нашей, силой нашей любви к Богу и к ближнему – и в этом суть заповеди Божией – смогли не отлучиться от любви Божьей. Чтобы уже в этой жизни, вкушая плоды Царствия небесного, Божественной благодати, дары Святого Духа, стремиться всячески приумножать их в своем сердце и свидетельствовать о жизни во Христе окружающим людям. Мы должны истово молиться не только о прощении своих грехов, но и о прощении ближних, особенно ушедших из этой временной жизни в жизнь вечную, и так нуждающихся в нашей духовной поддержке. Молиться о непринесших покаяние и ждущих наших немощных молитв и того, что мы за них принесем покаяние. И через доброделание, через плоды нашего покаяния мы сможем и их вывести из злой участи, склонив Бога к милосердию.

Для этого, дорогие мои, установлены родительские субботы. Как особый день повиновения усопших сродников, как особые мгновения и засеки в жизни вечной перед Страшным Судом Божиим. Каждый из сродников наших, каждый из тех, кого мы поминаем, и кого должны поминать, ждут там, в жизни вечной, этой родительской субботы. Потому что знают, что это время, когда их вспомнят, когда их помянут, когда за их имя, их память принесут добрые дела.

Так будем же ценить наши родительские субботы. Будем стремиться ежедневно поминать наших сродников, будем стремиться к тому, чтобы никакая родительская суббота не прошла без нашего участия. Будем стремиться участвовать в соборной молитве, когда мы все вместе, духовенство и народ Божий, в храме Божьем единым сердцем, едиными устами возносим наши молитвы Богу за сродников наших. Будем вместе молиться, чтобы Господь и нас определил в жизнь вечную, дав нам искреннее сердечное покаяние, и упокоил всех тех, за кого мы молимся: за весь народ Божий, за всех православных христиан, ожидающих жизни вечной и спасения, и так ждущих от нас с вами молитвы.

Вечная память и вечный покой всем усопшим православным христианам.

Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Димитриевскую родительскую субботу