Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю 34-ю по Пятидесятнице

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в Неделю 34-ю по Пятидесятнице

Слово Его Высокопреосвященства митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора за Божественной литургией в Неделю 34-ю по Пятидесятнице

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск

31 января 2021 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Отрывок из 18 главы Евангелия от Луки, который предлагается к осмыслению в этот воскресный день, ставит перед нами вопрос сопоставления богатства и возможности стяжания Царствия Небесного. В диалоге Господа нашего Иисуса Христа и одного из старейшин – опытного фарисея, знающего Божий Закон, нам открывается подлинное знание о том, как приобретается Царствие Божие и возможно ли приобрести Царствие Божие каким-либо богатством – земным благом. Церковь с самых древних времен указывает на то, что богатство очень важно только тогда, когда оно ведет нас в Царствие Небесное.

Люди, внимательно присматривающие за жизнью Церкви, во все времена и сегодня обращают внимание на то, как представители Церкви чрезвычайно благожелательно относятся к людям, имеющим власть и материально состоятельным. Но эта благожелательность к богатым людям священноначалия, священников и мирян, несущих в своем послушании Церкви ответственность и за материальное состояние ее существования, вовсе не означает, что богатые уже достойны Царствия Божия. Нет. Всякое богатство является всего лишь поводом как к делам благим, так, к сожалению, и злым делам. Такая благожелательность связана с тем, что эти люди действительно могут принести благо: ни каким-то конкретным священнослужителям или какому-то храму, благоукрасив его, а принести благо окружающим людям, а значит, и самому себе. Заповедь Божия приписывает к нам любовь к ближним. И если материально состоятельный человек жертвует на то, чтобы принести благо окружающим людям, не есть ли это исполнение Заповедей Божиих?

Так же благожелательно священник и все мы должны относиться и к человеку простому, неимущему, скромному в своем материальном достатке. Причем такая благожелательность должна быть в той же степени, поскольку и бедность, и богатство в равной степени являются средством к стяжанию Царствия Небесного. Сама по себе бедность не является добродетелью и не гарантирует возможность войти в Царствие Божие. Напротив, как мы знаем, бедность может сопровождаться ненавистью к окружающим людям и быть причиной значительных человеческих пороков. Но и не всякое богатство является отражением нечестивой жизни. Поэтому наше отношение к окружающим людям должно основываться не на степени их благополучия, зависеть не от тех должностей и положения, которые они занимают в обществе, а от того, насколько мы любим всякого человека. Каждый из нас, по слову Божию, должен выстраивать свою жизнь, основываясь на любви к Богу и окружающим людям.

Мы часто заблуждаемся, когда даем оценку тем или иным людям в их возможности вхождения в Царство Небесное. Мы не способны отследить не только внешнее благополучие, которое иногда люди богатые не показывают окружающим людям, но в большей степени мы с вами не способны оценить богатство внутреннее. Внешняя скромность может свидетельствовать о внутреннем богатстве человека. Иногда, как об этом свидетельствует житийный опыт Церкви, внутреннее богатство человека делает больше для окружающих людей. И молитва человека скромного, праведного пред Богом, приносит в значительной степени большую пользу, чем материальные богатства человека знатного и состоятельного. Встречая на пороге храма или своего дома человека скромного, мы можем глубоко ошибаться, думая, что он ничего не значит перед очами Божиими, потому что только Сердцеведец Господь знает, насколько человек богат.

Дорогие мои, когда мы видим лицемерие окружающих людей или сами проявляем это лицемерие по отношению к окружающим людям, мы должны понимать, что у Бога Свое видение всякого человека, в том числе и нас. Пусть никто из нас не прельщается тем, что у него есть богатство или иное материальное благополучие, или какое-либо положение в обществе. Перед очами Божиими это не значит ровным счетом ничего. Пусть никто из людей неимущих, из людей скромного достатка и даже материально неблагополучных, не кичится своим неблагополучием, потому что и оно без любви к Богу и ближним не означает ничего и не имеет никакой цены. Имеет смысл лишь только то, как сильно мы любим Бога, насколько мы сердечно относимся к окружающим нас людям.

В послании к Колоссянам, которое мы слышали сегодня, святой апостол Павел призывает нас облечься не в дорогие одежды, которые часто бессмысленны, особенно когда мы человека видим в гробу. Апостол призывает нас облечься добродетелями. И самая лучшая, самая богатая одежда на нас – наша любовь к Богу. Вот, к чему должны мы стремиться и чего должны мы искать. Мы должны искать не временного, а вечного богатства, которого никакие обстоятельства, никакие скорби и невзгоды, никакие злые люди не способны у нас отнять. Это вечное богатство – добродетели Божии, стяжание которых и должно быть поводом и целью нашей жизни.

Пусть сегодняшний диалог между этим лукавым законником и Христом, ответ Господа о подлинном богатстве, огорчение этого богатого человека, который был внешне добродетелен, исполняя все предписания Закона, но при этом был недостоин Царствия Небесного, для нас будут уроком. Никакая наша внешняя церковность, никакое внешнее благочестие и популярность в церковной общине перед Богом ни значит ровным счетом ничего.

Дорогие мои, будем стяжать богатство вечное. Святой евангелист Лука в 12 главе (ст. 34) говорит: “Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет”. Поэтому обратим во время нашей с вами соборной и частной домашней молитвы, где витают наши помыслы. И если это не стояние перед Богом, если это не самоукорение себя, а хождение по тем прелестям и тем страстям, которые стучатся в сердце, чтобы разорить его и лишить  остатков богатств, которые Господь дает нам туне, то значит сердце наше не с Божиими богатствами.

Поэтому будем принуждать себя помещать наше сердце в подлинное духовное пространство Бога. Будем искать подлинного богатства, чтобы в домашней и соборной молитве и в нашей жизни, в помыслах и чувствах всегда быть с Богом, всегда предстоять перед Ним как на Страшном Суде, который обязательно наступит для каждого из нас. И чтобы каждый раз, проверяя нашу совесть, понимать, что наше богатство – с Богом, что Господь и есть наше подлинное богатство, а мы – наследники Царствия Божия.

Аминь.

 

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в Неделю 34-ю по Пятидесятнице