Обновления

Слово митрополита Исидора за акафистным чтением в Соловьиной роще

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора за акафистным чтением в Соловьиной роще

Слово Его Высокопреосвященства митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора за акафистным чтением в Соловьиной роще

Свято-Сергиевский храм, г. Смоленск

28 января 2021 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, мы продолжаем краткое освещение важных христианских мировоззренческих понятий, среди которых такие понятия как “Отечество Небесное” и “Отечество земное”, которые мы вновь и вновь осмысляем и сопоставляем.

Что такое Небесное Отечество? Это Царствие Небесное. Это Царство Бога Отца и Сына и Святого Духа. Это совокупность личностей, добровольно с любовью, со смирением и благодарностью поклоняющихся своему Творцу – Богу. Много иных определений можно дать Царствию Божиему. Каждое из таких определений будет верно указывать на главное составляющее этого фундаментального понятия. Главным в Царствии Небесном является Личность Триединого Бога – единого по существу и троичного в Лицах  Бога.

Что есть Отечество земное? Это сотворенное Богом пространство жизни, Божий мир, который создан ради человека. Создан для того, чтобы сотворенный по образу и подобию Божию человек через сотворенный Богом мир пришел к совершенному богопознанию, к совершенному богове́дению и стал Богом по благодати. Но этот изначальный замысел Бога был нарушен самим человеком: в мир, сотворенный Богом, человеком внесен диссонанс. Причина этого диссонанса – грех, та сила, которая раскалывает гармонию Божиего мира на отдельные части и пытается их столкнуть. Личностью, являющейся проводником этой силы, онтологической категории, название которой – зло, является существо, тоже сотворенное Богом, – Денница, ангел, избравший иную участь, пытаясь максимально удаляться от Бога. Но никакому демону, как и ангелу, невозможно совершенно удалиться от Бога. Как бы далеко существо, противодействующее Богу, не стремилось от Него убежать, оно, являясь тварью, неспособно найти места в сотворенном Богом мире, где не было бы Бога. Поэтому действия дьявола по своему причинно-следственному характеру бессмысленны. Бессмысленны, поскольку не приведут ни к какому существенному онтологическому результату. Есть лишь стремление дьявола своей волею соблазнить человека – то существо, которое создано для обо́жения и прославления Творца, но никак не для служения злу, проводником которого является дьявол.

То, каким образом христианин должен относиться к Отечеству Небесному, совершенно очевидно. Мы стремимся в Царствие Небесное, прилагаем все возможные усилия, просим Бога помочь нам, и только в илиотропионе – в сообразовании с Божественной Волей воли человеческой, человеческого смиренного усилия, возможно наше спасение.

А что же мир человеческий – земное Отечество? Как мы должны к нему относиться? Так, как задумано Творцом этого мира, то есть подобно тому, как мы должны относиться к человеку – творению Божиему. И в человеке, и во всем сотворенном Богом мире мы должны усматривать замысел Божий, который состоит в достижении человеком Бога, состоит в том, чтобы человек стал совершенным по благодати. Замысел Божий в отношении мира состоит в том, как это предлагает в своей космологии, сопоставимой с Божественным откровением, преподобный Максим Исповедник, чтобы через человека получить Божие спасение.

Весь мир зависит от человека. Поэтому у каждого христианина невероятно высокая задача и высокое назначение – спасти себя и спасти мир вокруг себя. В мире каждый из нас должен разглядеть Божии следы, Его замысел и относиться к миру только исходя из этого Божественного замысла. Эгоистичным, волюнтаристским отношением к миру, самоугождением посредством мира, сотворенного Богом, мы не достигнем Божиего назначения. Мы лишь будем действовать вопреки Богу, Его замыслу, а значит, будем вредить себе и окружающим людям, поскольку Богу навредить невозможно. В этом суть православной теологии, антропологии и отношения к миру.

Будем, дорогие мои, если мы сами не знаем и не понимаем, учиться у святых угодников тому, как нужно относиться к Отечеству Небесному и Отечеству земному. Будем осмысленно, в акафистном пении, которое мы повторяем каждую среду, прославлять преподобного Сергия, великого угодника Божия, Небесного гражданина и земного ангела.

Аминь.

 

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора за акафистным чтением в Соловьиной роще