Обновления

Слово митрополита Исидора в Предпразднство Сретения Господня

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в…

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Предпразднство Сретения Господня

Свято-Успенский кафедральный собор, г.Смоленск

14 февраля 2021 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! В противоположность тем евангельским образам, когда Господь беседовал с богатым юношей (см. Мк., 10:17-27) и богатым начальником иудейским (см. Ин., 3:11-20), которые не желали отказываться от своего земного богатства, сегодня мы слышали евангельскую историю, в которой начальник мытарей по имени Закхей, видя идущего к нему Господа, желающего остаться у него в доме, принимает для себя судьбоносное решение. Закхей, обращаясь ко Господу, восклицает: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19:8). Через это исповедание, свое желание послужить добру, этот человек приблизился к Богу таким образом, что Господь наш Иисус Христос говорит ему и всем окружающим людям: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» (Лк. 19.9).

Неверно толковать эти слова Господа таким образом, что самим исповеданием Закхей автоматически спас себя для Вечной жизни. На это обращают внимание святые толкователи Священного Писания: Господь здесь указывает на то, что само присутствие Божие в жизни человека и есть для него спасение. Задача человека в этих обстоятельствах состоит в том, чтобы воспользоваться этим спасением. Недостаточно, чтобы спасение было рядом: важно быть причастником, участником этого спасения.

Исторический случай встречи Закхея с Господом является чрезвычайно назидательным для нас с вами, поскольку спасение, которое дарует Господь, очень близко к нам. Наша задача – лишь воспользоваться им. Не стоять, подобно тем фарисеям и осуждающим людям, которые, как мы слышали сегодня, осуждали и Господа, и Закхея. Для этих людей спасение не наступило. А Закхей – грешный человек, порицаемый всем обществом, поскольку принудительно собирал налоги и, по всей видимости, брал больше, чем полагается, так, что было очень много обиженных, лишенных, может быть последней возможности для какого-то земного благополучия – внезапно, без видимой причины, обещает Господу раздать то, что он нажил за жизнь и вернуть обиженным незаконно взятое вчетверо. Не это ли человеческий подвиг?

Но этого недостаточно, дорогие мои, для того, чтобы Господь объявил нам о нашем спасении. Для нас очень важно во всей этой истории то, как мы судим окружающих людей. Наше с вами суждение зиждется на нашем поверхностном отношении и оценке личности человека. Но человек на то и личность, что его внутреннее богатство нам не видно, оно сокрыто в глубине личности всякого человека. Поэтому насколько человек грешен или праведен, нам трудно судить и всякое наше суждение будет субъективным, и зачастую ошибочным. Поэтому, глядя на подобного Закхею человека в нашей жизни, никогда не будем судить строго, потому что и наша с вами праведность может не превосходить праведности «фарисеев» – людей с так называемой праведностью. Мы можем ошибаться, думая, что человек глубоко грешен, неправеден, не достоин чего-то в своей жизни, а он бывает достойнее всего того, что мы ценим больше, чем мы сами.

Никогда не будем осуждать окружающих нас людей. Будем, прежде всего, судить о самих себе. Будем стремиться прилагать силы нашей человеческой любви к окружающим людям даже тогда, когда они, по нашему мнению, не достойны этой любви. И тогда мы точно не ошибемся в отношении к людям. Потому что настоящий Судия не человек, а Сам Бог, Который каждому непременно воздаст. Когда мы рассуждаем о том, что нам кажется несправедливым в этой жизни: несправедливым по отношению к нам, к окружающим нас людям, которых мы видим в богатстве и благополучии и не понимаем, почему Бог не наказывает их, – такие суждения будут субъективны, неполны, ибо мы не понимаем, какой Суд Бог уготовал тому или иному человеку. Может быть, наказание Господа будет настолько жестким и неотвратимым, что нам бы не желать ему зла этому человеку. Пусть никакое суждение наше, помимо того, к которому прилагается наша любовь к окружающим людям, не проявляется в нас.

Пусть образ Закхея, который по церковному преданию, впоследствии стал первым епископом христианской церкви в Кесарии Палестинской и был очень ревностным архипастырем, будет примером того, как человек грешный, осуждаемый всеми окружающими людьми, Божией благодатью не только встает на путь христианской жизни, но становится святителем Божиим и посвящает свою жизнь служению Христу и Святой Церкви.

Поэтому, размышляя о великом человеке Закхее, о котором мы судим не по грехам его изначальной жизни, а по той глубине Божией благодати, проявившейся в его сердце и изменившей его жизнь, подобно тому, как эта благодать Божия проявилась в благочестивом сотнике и благоразумном разбойнике – людях, которые по нашему человеческому мнению, должны были быть осуждены Богом, – будем помнить, что Божия благодать бывает способна кардинально изменить нашу жизнь! А все, что было до этого изменения, Бога уже не интересует.

Только тогда, когда мы стремимся к Нему, когда мы открываем двери нашего сердца для Его Божественной благодати, когда дары Благодати Святого Духа дают обильный плод и когда мы бываем восприимчивы к Слову Божию, когда мы бываем не только слышателями слова Божия, но исполнителями Его Воли, – тогда происходит то, что произошло с Закхеем-мытарем. Он обрел спасение в Господе, потому что он – чадо Авраама. А мы, дорогие мои, чада Бо́льшего: мы чада Самого Господа нашего Иисуса Христа. Это усыновление мы получили в Таинстве Крещения, и мы – Христовы. Это каждому важно понимать и стремиться к Богу, прилагать покаяние к покаянию и проявлять деятельную любовь к Богу и ближним. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в…