Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю 3-ю Великого Поста, Крестопоклонную

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в…

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю 3-ю Великого Поста, Крестопоклонную

Свято-Успенский кафедральный собор

4 апреля 2021 г., г. Смоленск

Во имя Отца и Сына и Свяотого Духа.

Дорогие братья и сестры! Непреложно слово Господне. Неизменен Сам Бог и все, что с Ним связано. Поэтому и Слово Его, звучащее из Святого Благовестия, для нас с вами является законом жизни. Жизни вечной. И всякое Слово Божие подобно тому семени, которое, всеваясь в нашу душу, может дать обильный духовный плод. Но это семя, также – по Слову Божию, может и не принести никакого плода. Поэтому со страхом, благоговением и смирением будем воспринимать то, что возвещает о нашей с вами вечной жизни ее источник – наш Господь.

Господь сегодня через евангелиста Марка указывает нам на то, что мы приобретаем жизнь вечную только лишь с Богом (см. Мк. 8:34 – 9:1). И тот, кто желает пойти с Ним за жизнь вечную, должен соблюсти важное условие: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). В этом – непреложный закон духовной жизни, не исполняя который мы не способны наследовать вечную жизнь. Святые отцы говорят нам о том, что это возможно только через самоотвержение. «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк., 8:35). Эти слова означают, что нужно отвергнуться того ненастоящего, что есть в нашей жизни.

Действительно, каждый из нас по опыту нашей греховной жизни точно может отследить, что всякое зло, всякий грех, который совершаем мы сами, является ни чем-то подлинным в нас, а чем-то внешним, не соответствующим тому, что есть в глубине нашего сердца. Поэтому, когда мы грешим, впадаем в страсти, мы будто бы теряем себя, теряем свое подлинное духовное лицо, задача которого в том, чтобы уподобляться Богу, соответствовать образу Божию и через богоуподобление развивать ясные черты Бога в самих себе.

Поэтому всякий грех не просто отдаляет нас от Бога. Всякий совершаемый нами грех обезображивает наше духовное лицо. Мы иногда бываем настолько обезображены, что даже не только не походим на Бога, но порой не походим даже на самих людей. Поэтому для того, чтобы уподобляться Богу, чтобы походить на Него, идти за Ним, необходимо отвергнуться себя и, как говорят Святые Отцы Церкви, снять с себя маску, личину греха. Но и этого недостаточно. Необходимо взять свой крест, то есть, проявив послушание Богу, исполнять Его заповеди и через то претерпеть беды от самого себя. Потому что нет большего для нас с вами врага, чем греховный человек, гнездящийся в нашей с вами природе. Этот наш греховный человек все время склоняет нас к порочной жизни. Он склоняет нас к лености, гордости, тщеславию, осуждению окружающих нас людей, стремится к тому, чтобы мы не уподоблялись Богу, чтобы мы были духовно расслаблены. Но Господь призывает к противоположному – к тому, чтобы мы потрудились, взяли свой крест, и, взяв этот крест, понесли его за самим Богом.

Уникальность нашей с вами веры состоит в том, что ее источником является Тот, кто не просто словами указал нам путь нашего спасения. Он Сам лично прошел этот путь Крестоношения. Он не только на словах, в наставлениях и чудесах, но распятием Своим, добровольной смертью Своею на Кресте утвердил Свою Божественную любовь, засвидетельствовал, что любовь – это не только и не столько слова, любовь – это само действие.

Поэтому Сердцеведец Господь, как мы слышали сегодня в Евангелии от Марка, призвал не только учеников, но и весь народ, и всем нам указал непреложное духовное правило: «Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Крестоношение и самоотвержение требует от нас невероятных усилий, но не меньших усилий требует хождение за Богом, ибо оно направлено вверх. Нужно вверх, к Богу, к Небу нести свой крест. Но мы своими человеческими силами неспособны ни к самоотвержению, ни к несению своего креста ни хождению кверху – сама сила Божия, которая совершается в немощи человеческой, укрепляет нас, греховных, на этом пути крестоношения. И святые отцы на самом пике самоотвержения и крестоношения взывали: «Не нам, Господи, но Имени Твоему даждь Славу», поскольку не своими силами они совершали свое крестоношение, а самой силой Божией. Они на своей человеческой природе испытывали эту невероятную силу Божию, силу Божией любви, которая поддерживает человека в его крестоношении.

Поэтому и мы, дорогие мои, вступим на этот путь, не боясь, но веря в то, что Сам Господь, любящий нас Отец, протянет нам руку помощи и, сойдя со Креста Своего, протянет нам Свою Отеческую заботливую руку, укажет на тот путь, которым прошел Он – Господь. Укажет, чтобы и нам, сораспявшись Ему в наших страстях и похотях, достойно, пусть мало по малу, но ходя по путям добродетелей, присоединиться к Его Божественной любви, к той любви, которой Он уготовил каждому из нас в Своем Небесном Царствии, свидетельствуя о том, что нет иного пути, как только путь с Ним, со Христом, путь крестоношения, идя по которому мы сможем быть наследниками Вечного блаженства, Вечного Царствия.

Пусть изнесенный из алтаря святой Крест, который в течение всей седмицы будет находиться в середине храма для поклонения, укрепляет нас на этом пути крестоношения. Пусть каждый из нас, призывая Имя Божие и с благоговением лобызая Честной Крест, повторяет вновь и вновь жизнеутверждающие слова: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в…