Обновления

Слово митрополита Исидора в Соловьиной роще в праздник Благовещения

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в…

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Свято-Сергиевом храме в Соловьиной роще в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 

7 апреля 2021 г. , г.Смоленск

Дорогие братья и сестры!

Как вы видите на своем жизненном опыте, в духовной жизни, подобно всякому жизненному процессу, не бывает статики. Если те или иные процессы в нашей жизни останавливаются, то это свидетельствует об упадке и разложении. Те же законы действуют и в жизни духовной. Когда прекращается поступательная динамика движения к Богу, то наступает движение в сторону обратную. И этот процесс свидетельствует сначала о замедлении, об остановке, а затем об упадке и разложении.

Так бывает у нас, что мы прекращаем наши усилия в сторону Бога, когда мы даже стремимся отсиживаться, чтобы ничего не совершать в нашей духовной жизни. Но мы, таким образом, обманываем себя. Поскольку невозможно, чтобы мы пребывали в духовной статике. Это лишь означает то, что мы пусть медленно, но верно совершаем наше движение вниз. Поэтому от Бога где-то благополучно и безопасно, в квартире или ином пристанище, спрятаться не удастся. К нам обязательно постучатся. Если к нам постучится не Бог, то к нам постучатся противоположные силы и сделают это непременно. В этом парадоксы духовной жизни. В этом ее неотвратимое условие. Поэтому для того, чтобы задать нам поступательные духовные движения вверх, святые отцы, получив невероятный опыт личной духовной жизни, предложили нам перечень молитвословий. Люди, уклоняющиеся от церковной традиции, скажут, что Богу непременно необходимо молиться только своими словами. Но они скажут не всю правду. Конечно же, Бог ждет от нас наших личных слов, исходящих из глубины сердца, особенно когда мы бываем в том страшном состоянии, когда мы отчаянны, когда мы с воплем обращаемся к Богу. Но в основе наших обращений к Богу должны быть те молитвословия, которые имеют многократный многосторонний проверенный опыт в духовном делании.

Нам с вами известны имена составителей этих молитв. Каждый раз, когда мы обращаемся к утренним или вечерним правилам, или иным молитвословиям, эти имена их авторов, как правило, надписываются. И мы, обращаясь к определенному молитвословию, мысленно обращаемся и к святому угоднику Божию, который является составителем данной молитвы. Мы пытаемся проникать в его образ мысли и чувств, понять, что переживал он, что сподвигло его на то, чтобы именно этот образ и эту мысль привести в этой молитве. Но в любом случае мы должны быть уверены, что это – испытанное им духовное правило, это тот опыт, на который опирался не только составитель молитвы, но и в целом вся Церковь многие столетия. Поэтому так важно обращаться к опыту Церкви в ее молитвословиях и никоим образом их не отвергать.

Мы с вами обратили внимание на акафистное пение Иисусу Сладчайшему. Каждый раз непременно по многу раз повторяется имя Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа. Это делается с серьезным умыслом, намеренно. Почему? Потому что нам необходимо многократно повторять те смыслы, которые возводят нас к Богу и к источнику всяких смыслов, коим является имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Поскольку наш ум каждое мгновение нашей жизни стремится к падению, а не к возвышению, нам необходимо вновь и вновь повторять имя Сладчайшего Господа нашего. Нам вновь и вновь необходимо обращаться к Богу в молитве. А святые отцы настаивают на том, что каждый христианин должен приобщиться к опыту непрестанной молитвы. Именно для этого мы часто ходим на богослужения, именно для этого нам даны многодневные посты, именно поэтому Господь нас призывает к духовному деланию, чтобы через постоянное поминовение имени Бога, через постоянное держание в нашем уме и в сердце перед собою образа Бога, судящего и благословляющего нас, нам привыкнуть к всегдашнему присутствию в нашей жизни Бога. И не бояться Его, даже когда наступит наш час, а желать так, как этого желал святой апостол Павел.

Поэтому, дорогие мои, мы сейчас вновь и вновь повторяем молитвы и вновь идем в храм Божий. Как можно чаще делая это, мы надеемся, что замедлится наше падение в пропасть греховную, потому что Господь остановит разрушительные процессы в нашей жизни и возвысит нас не по нашему достоинству, а по своей величайшей Божественной милости. Поэтому мы карабкаемся, мы стремимся протянуть к Богу наши руки, чтобы Он крепко взял их в Свои Божественные руки и потянул нас вверх. И нашими руками является наше молитвенное обращение к Богу.

Будем использовать удивительно короткое время нашей жизни для того, чтобы протянуть наши руки к Богу и получить от Него отеческую помощь. Будем всегда приходить в наши храмы, обращаться к Богу в наших частных и домашних молитвах. Пусть молитва сопровождает нас и на нашем рабочем месте. Где бы мы ни были, какую важную работу кто из нас не совершал, это не может быть препятствием к тому, чтобы в глубине нашего ума и сердца совершать умную молитву, и тем более обращаться нам к Богу в нашем соборном служении.

Обратите внимание, что не только священники служат Богу. А каждый из нас, каждый мирянин совершает служение Богу. Так что каждый из нас – служитель Богу. Поэтому будем служить Ему в нашей молитве, в нашем всегдашнем предстоянии пред Ним, в нашем доброделании и в нашем искреннем сердечном покаянии перед Ним. Пусть наша соборная молитва, проникая в Божественное небо, откликается тем, что Господь посылает всем нам Свою милость. Пусть эта милость прольется на домочадцев наших, на жителей града Смоленска, на всех людей, живущих на этой планете. И это не может быть поводом нашей гордости. Потому что молиться непременно важно так же, как нам дышать. Разве бывают люди гордыми от того, что дышат? Нет, это естественно. Пусть также естественна будет для нас молитва Богу. Пусть нас всех хранит Господь, в том числе молитвами и предстательством преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского. С праздником Благовещения, вас, дорогие мои!

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в…