Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской

Свято-Успенский кафедральный собор г. Смоленска

18 апреля 2021 года

Дорогие братья и сестры!

Вот и приближается видение нами того, как скоро завершатся Дни Святой Четыредесятницы. Грядущий воскресный день будет Днем Входа Господня в Иерусалим.

Ныне ученики Христовы Иаков и Иоанн, сопровождавшие Его в Иерусалим, задают Ему вопрос о том, можно ли быть в грядущем Царствии Божьим рядом с Ним. И когда мы с вами стремимся осудить этих ближайших учеников Господа нашего за то, что они просили Его сесть в Его Царствии по правую и по левую сторону, то мы должны в этом остановить себя. Всякий, кто находился в годы земного служения Спасителя рядом с Ним, стремился навсегда остаться с Ним, потому что в Своем Лице Он показал подлинное Царствие Божье. И все, помимо Иуды Искариотского, кто был открыт Ему сердцем, кто всей душой стремился понять, о чем говорит Господь, чему учит, к чему призывает – смогли наследовать Царствие Небесное. И это желание “сынов громовых” Иакова и Иоанна быть рядом с Богом – естественное желание каждой души, которая приобщилась к Царствию Божьему.

Ученики ясно осознавали, что там, где Царем является Христос, все подчиненные Царю во всех смыслах этого слова “походят” на Него. Потому что не может быть такого, чтобы там, где был Царем Христос, были кто-то иные. Так что, дорогие мои, желание быть в Царствии Божьем по правую и по левую сторону принадлежит каждой христианской душе, которая вкусила благодати Божьей и считает ее тем подлинным Царством, которое выше и ценнее всего того, что есть и могло бы быть в нашей жизни.

И Господь в ответ говорит ученикам о том, что необходимо для достижения Царства Небесного. Христос указывает, что те принципы нашей повседневной жизни, которые включают в себя вопросы власти, никоим образом не могут принадлежать тому, что называется Царствием Божьим. Где Царствие Божье, там служение, там смирение и там послушание перед Богом. Там не может быть того, что достигается властью земными царями, не может быть там того, когда одни подчиняют себе других. И пусть эти слова Спасителя услышат те, кто любит царствовать над людьми. Потому что подлинное Царство – это Царство Божье. Но оно лишено тех внутренних и внешних установок, которое имеет наше царство земное, оно противоположно ему, потому что в основу его положены слова Христа Спасителя: “Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою” (Мк. 9:35).

В этом суть Царствия Божьего, поскольку Сам Царь Господь наш Иисус Христос ради всех Своих подчиненных смирился даже к смерти. Он уничижил Себя, показывая пример всякому человеку, что значит быть первым. Первым – значит послужить, так как послужил Он, значит отдать за своих подчиненных жизнь свою, если это потребуется. А Он отдал ее. И пусть для каждого из нас пример Христа Спасителя Бога и Царя нашего будет примером того, как мы должны относиться к окружающим людям. Как мы должны любить Царствие Божье, которое достигается через наше подражание самоуничижению и смирению Христа.

Та Чаша, которую испил Христос и то Крещение, которым Он крестился, положены в основание для нашего спасения и достижения Царства Божьего: “Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?” (Мк. 10:38). Иного пути ко спасению нет.

Пусть воды Иордана, которые освящены самим Христом, для каждого из нас будут спасительными водами, выныривать из которых, по слову блаженного Августина, легко. И это есть свидетельство тому, что Господь легко спасает нас, если мы этого желаем. И испивая Чашу нашего страдания ради Христа, мы становимся сопричастниками Христова подвига, мы становимся сопричастниками дела Его спасения.

Поэтому всякий христианин, желающий достичь Царствия Божьего, должен пройти этим единственным путем, возрождения Духом Святым и водой, и своим крестоношением, через подражание крестоношения Христа. Иного пути ко спасению нет. И пусть Господь, грядущий на вольную страсть, будет для всех нас воодушевлением, поскольку Он несет с Собой вечную победу и вечную жизнь. Он тот военноначальник, победитель, Который никогда не падает, Который всегда побеждает, Который предлагает Своему войску войти в радость вечной победы. Он Богочеловек, Который Сам, через Себя и вместе с нами несет эту победу, победу жизни над смертью. И не будучи виновным, Он взял на Себя нашу вину. Являясь бессмертным, Он принял смерть на Кресте, чтобы искупить нашу вину и уничтожить смерть, для того, чтобы каждого из нас вести в Царство Небесное.

Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской