Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в День Победы

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в День Победы

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в День Победы

9 мая 2021 г.

Свято-Успенский кафедральный собор г.Смоленска

Христос Воскресе!

Дорогие братья и сестры! Сегодня – первый воскресный день по Пасхе. Он именуется Святой Церковью Антипасхой, что означает не “против”, а “вместо”. Это связано с событиями явления Воскресшего Спасителя апостолу Фоме. Воскресение Христово стало реальностью для всех тогда, когда Христос явился им и женам-мироносицам. Апостола Фомы тогда среди них не было, и для него событие Пасхи произошло позже.

Так бывает, дорогие мои, и в нашей жизни. Зачастую, живя в городе, мы можем не замечать стоящего в этом населенном пункте храма, потому что наше сознание не запечатлевает чего-то важного в жизни, и мы можем даже не догадываться, что в этом храме идут богослужения и люди спасаются в нем. Так человек остается неверующим. Его не касаются ни события Воскресения, ни иные события духовного плана, он умирает и встречается с вечностью. Для такого человека Пасха наступает уже после смерти. Тогда он впервые обращает внимание на реалии духовной жизни и, удивляясь, впервые задает вопрос: “Как я мог не видеть всего этого, так очевидного?”.

Но так или иначе Пасха для каждого из нас наступает тогда, когда мы на нашем жизненном пути встречаем Личного Бога и события Его Воскресения для нас становятся реальностью. И такая вера уже отлична от веры поверхностной, от той веры, которую можно назвать общепринятой, бытовой, когда мы, приходя в храм, совершаем некие действия, но при этом, к сожалению, можем оставаться неверующими людьми, и Пасха для нас не наступает.

Для верующего сердца, которое встретило Бога Живого, Личного, эта встреча могла произойти в тиши затворенной изнутри комнаты, когда человек впервые открыл Евангелие, когда он пришел к мысли о том, что должен помолиться Богу один на один и призвать имя Божие в помощь. Именно так часто бывает, когда нас настигают трудные жизненные обстоятельства, чрезвычайная опасность, когда мы понимаем, что никто кроме Бога нам не поможет.

Так было и во время Великой Отечественной войны, когда люди, в мирное время исповедовавшие атеизм, вдруг в одночасье обнаружили в себе веру. Поисковые движения, которые с нарастающей силой обнаруживают останки наших прославленных воинов, находят в их внутренних карманах и иных местах предметы, связанные с верой. Это не только крестики, которые мама или супруга повязали перед уходом на фронт. Это и от руки написанные краткие молитвы, и 90-й псалом, которые благочестивый русский народ начинал забывать к началу войны. Но жизненные обстоятельства заставили человека глубоко заглянуть в свою душу, найти в ней то, что было забыто десятилетиями. И может быть, человек, воин-защитник, когда прикоснулся к лицу смерти, внезапно стал верующим человеком. Одним словом, такие жизненные обстоятельства способствуют обретению веры, но они не могут быть основными ее причинами. Основная причина обретения веры – это наше внутреннее преклонение перед Богом. Это не только наше честное признание себе в том, что мы не способны без Господа преодолевать трудности. Это, в первую очередь, те мысли и чувства, которые связаны с пониманием того, что без Бога невозможна и бессмысленна вся жизнь. “Ты, Господи, откройся мне, ведь Ты есть, помоги, Господи, моему неверию!”. Когда такие мысли и чувства проникают в наше сердце, тогда Господь бывает способен открыться нашей душе. Но не дай Бог, нам испытывать те события, которые испытал наш народ перед началом Великой Отечественной войны и в самые ее страшные дни и годы.

Дай Бог, чтобы всякая болезнь и всякое испытание в нашей мирной жизни мы преодолевали с верой и надеждой. А если и постигают нас те или иные трудности, значит, мы должны взмолиться к Богу и попросить Его о том, чтобы Господь укрепил нас. Для нашей веры важно то, чтобы мы непрестанно ощущали присутствие Бога в нашей жизни и, подобно апостолу Фоме, желали прикоснуться к ранам Христовым, как требует наша с вами падшая человеческая природа, которая находится в состоянии неведения, неспособности различать духовные делания. И это служит нам во благо. Если бы мы сейчас с вами видели реалии духовной жизни, мы могли бы помрачиться умом, потому что мы бы увидели, как бесы пытаются надругаться над нашей природой, и как ангелы отгоняют их от нас, когда мы молимся, произнося Имя Божие и Царицы Небесной. Таковы реалии духовной жизни, о которых нам свидетельствуют Святые отцы-Боговидцы.

Предметом нашей веры должна быть та очевидность, которую Господь открывает силой Своего Воскресения. Он является нашему сердцу и уже ничто не способно противостоять между Богом и нами. Именно тогда мы становимся верующими и подобно апостолу Фоме взываем: “Господь мой и Бог мой!”. С этого мгновения вера становится мерой нашей ответственности, потому что Бог нам явился, вручил этот дар веры, который мы должны понести всей силой души и всеми своими силами сохранять веру от помрачения. Для этого необходимо искреннее покаяние, доброделание, милосердие к ближним. Для этого необходимо отвергнуть себя и возлюбить Бога и ближних подобно тому, как это сделали наши прославленные воины-защитники и мирное население, которое не жалело своих сил, отдавало здоровье и саму жизнь.

Самопожертвование и тот дар Богу, которые наши предшественники, прадеды и деды принесли на алтарь Отечеству – это та жертва, которую принял Сам Господь. Нет больше жертвы, чем положить жизнь свою за други своя (см. Ин., 15.13: “Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя”). Поэтому мы искренне верим, что даже в той ситуации, когда человек не мог найти дорогу в храм, он в силу в своих естественных чувств, естественной порядочности и доброты, обретал веру на поле боя, когда лицом к лицу сталкивался со смертью. Он встречал Бога не в храме, а возле промышленного станка, когда изготавливал все необходимое для победы, в лазаретах и в иных местах, где от человека зависело все. Каждый из этих людей вносил свою лепту в Победу, тем самым соделывая себя сопобедителем Великого Победителя, имя которому Христос.

Все мы, христиане, подражаем нашему Пастыреначальнику Христу, Который совершил великую победу над дьяволом, над смертью. Мы все подражаем лучшим “однополчанам” Христа, тем профессиональным воинам, которые не жалели себя и имя им – святители, мученики, преподобные, Христа ради юродивые и все те, кто был самоотверженным последователем Христа Спасителя. В этот святой полк входят и те защитники нашего Отечества, память которых мы сегодня отмечаем. Пусть кто-то из них был в своей мирской жизни неверующим, но мы искренне верим, что когда наступало мгновение смерти как итог их личного подвига, когда они понимали, что совершили все, что могли совершить в своей жизни, принося даже самый важный дар – жизнь – на алтарь победы Отечества, они своей кровью и слезами, подобно первым древним мученикам, вошли в Царствие Божие.

Поэтому мы так искренне и истово молимся в День Победы и в иные Родительские дни за наших прославленных воинов. Мы будем все время молиться за защитников Отечества и сегодняшнего дня, потому что нет большей жертвы и нет большего дара нашего Богу, чем наша способность пострадать за ближних. Но для того, чтобы это было возможно, от каждого из нас, в том числе здесь присутствующих, должно быть особое внутреннее настроение, должна быть готовность шагнуть в Вечность, должна быть любовь к Богу и любовь к ближним, которая преодолевает всякий страх, в том числе и страх смерти.

Что может быть большим для нас вдохновением, чем событие Воскресение Христова, Его прямое указание: “Я воскрес и вас воскрешаю Собою”. Поэтому, дорогие мои, мы, христиане, в первую очередь должны быть людьми мужественными в большей степени, чем люди, которые не знают в своей жизни Воскресшего Христа Бога. Мы должны быть тем примером, который окружающему миру свидетельствует о событии Воскресения Христова. Мы должны личной жизнью являть собою Церковь, поскольку мы и есть Церковь, которая ценна перед Богом и о которой Господь, о каждом из нас, так сильно заботиться, как чадолюбивый Отец.

Поэтому сегодня, глядя мысленно и духовно на события Воскресения и явление Воскресшего Господа апостолу Фоме, мы с вами, дорогие мои, будем стремиться к тому, чтобы событие Воскресения всегда было живо и действенно в наших сердцах; чтобы нам не искать больше Бога, потому что мы Его обрели. А для этого пусть каждый из нас прилагает усилия к тому, чтобы сердце было чисто, чтобы совесть была чиста, чтобы мужество и героизм сопрягались с любовью к Богу и к ближним, благодаря которым мы готовы были бы на все, подобно защитникам Отечества, память которых мы сегодня отмечаем, и так хотим, чтобы наше подрастающее поколение, наша молодежь могла повторить их подвиг в своей личной жизни. Кто-то стоя на амвоне, будучи священнослужителем, кто-то на передовой, кто-то на предприятии, кто-то в кругу семьи, но чтобы каждый из нас совершал свой подвиг. От каждого из нас требуется самопожертвование, любовь и полная отдача сил.

Пусть вечно живущие в нашем сердце пасхальные слова радости проникают в наше сознание, дают нам необходимые силы для личного подвига, и мы вновь и вновь будем их повторять, особенно в День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне: “Христос воскресе!”.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в День Победы