Обновления

Слово митрополита Исидора в храме в честь святого великомученика и победоносца Георгия с. Пригорское

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в храме в честь святого великомученика и победоносца Георгия с. Пригорское

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю 3-ю по Пасхе

храм в честь святого великомученика и победоносца Георгия с. Пригорское

22 мая 2021 года

Во имя Отца, Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Христос Воскресе!

Мы с вами только что слышали Евангелие от Иоанна, где мы обратили внимание слова Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа: “Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир” (Ин. 15, 19). В этих словах Спасителя содержится все то, что наполняет нашу с вами жизнь. Если в нашей жизни много Бога, то и мир относится к нам соответственно. Если в нашей жизни, то есть в уме, сердце, поведении, в образе жизни и в последствиях наших действий много мира, значит там меньше Бога.

Если мы хотим быть частью мира, тогда мы, к сожалению, служим этому миру со всеми его ценностями, приоритетами, целями, которые содержит этот мир, и которые он проповедуют. А если мы служим Богу, то, соответственно, мы следуем за Ним: выполняем заповеди, в том числе те, которые мы слышали сегодня из Нагорной проповеди Спасителя “блаженны нищие духом”, “блаженны алчущие”, “блаженны плачущие” (Лк., 6, 20 -21) и все иные.

И то, кому мы служим, легко проверяется в молитве нашей, в наших делах. Молитва и сама наша жизнь является отражением того, Кому мы служим. Поэтому, когда мы обращаемся в нашей молитве к Богу с плачем о том, что в нашей жизни так много несчастий, мы должны для себя ясно понимать, что мы будем несчастны до тех пор, пока служим этому миру. Мы будем до тех пор в неведении, и до тех пор будем чего-то искать и не находить, пока мы будем служить этому миру. Потому что суть этого мира, то есть мира греховного, старающегося жить без Бога, состоит в том, что своего человеческо-греховного, страстного, тварного. Бог, Воскресший из мертвых, даровавший нам жизнь вечную, и выводящий нас из погибели греха, призывает нас к Горнему миру, к тому, что противоречит и противодействует миру земному. В этой борьбе, в которой, как говорил Федор Михайлович Достоевский “полем битвы являются сердца людей”, пребывает наша с вами жизнь. Если мы проигрываем этому миру, то есть выигрываем в Боге, значит, мы пребываем в Нём и получаем от Бога помощь, утешение, радость, мы наследуем жизнь вечную.

Если в нас с вами, в нашем сердце, выигрывает мир, значит, бывает в нем все то, что есть в нашем мире. А что есть в этом мире легко узнать из нашей с вами личной жизни. Нам достаточно включить телевизор, открыть любую светскую книгу, присоединиться к соседям в обсуждении какого-либо дела, чтобы понять, чем мир живет, каковы его ценности без Бога.

Обратим внимание на смысл произносимых Господом нашим слов. Его обращение к святым ученикам, свидетельствует о том, что путь с Богом, со Христом всегда лежит через мученичество. Если мученичество не буквальное, когда требуется исповедание веры и даже мучение за Него от безбожного мира, то мученичество добровольное, коим ярким выражением является монашество, которое добровольно отрекается от мира сего, и обещает Богу следовать только за Христом.

В этом суть и всякого христианского подвига, ведь в Таинстве Крещения, когда мы через покаяние наше, сокрушение сердечное и погружение в воду, получаем благодать новой жизни, мы обещаем Богу отречься. И в нашем христианском подвиге следуем за Ним, прилагая усилия к тому, чтобы этот мир не поразил нас, не заразил своими ценностями и предпочтениями.

Наша борьба бывает не всегда успешной, и более того, мы часто проигрываем, мы падаем. Но милосердный Господь, наш Пастыреначальник Христос, принимает нас через сокрушение сердечное, через Таинство Исповеди, прощая нам грехи, через Причащение Тела и Крови Христовых Господь вновь воссоздает в нас первоначальное состояние благодати, которое возводит нас в Царствие Божие. Но мы вновь падаем, и вновь встаем.

Преподобные отцы наши часто нам повторяют из глубины веков и до сего дня, говоря о том, что не столь страшно то, сколько мы падаем, страшнее, когда мы не встаем.

Дорогие братья и сестры, наша с вами задача состоит в том, чтобы следовать за Христом: прилагать покаяние к покаянию, не унывать, полагаться на милосердие Божие, понимать, что Он – всесовершенная спасительная для нас Любовь – ждет всегда, когда бы мы не постучались к Нему в нашем сердце и в нашем уме, когда бы мы не совершили любое благое дело ради Бога, ради ближних.

Мы с вами должны привыкнуть к тому, что мир нас должен ненавидеть. Не тот мир Божий, что создан Им, не тот мир как совокупность и общность людей, живущих на этой земле, и не та природа, созданная Богом, а мир греховной жизни. Нам часто почти невозможно в самих себе отделить грех от себя: искусство христианской жизни состоит в том, чтобы уметь различить то подлинное Божие, человеческое, от греха, тех временных чувств, ощущений повадок, поведения, которые не принадлежат человеку, но бывают следствием тех бесовских искушений, которые на него находят.

Мы должны сделать так, чтобы мир греха нас возненавидел. И когда мы будем чувствовать ненависть греха к нам, и когда мы будем взаимно ненавидеть грех, но никак не человека, но именно грех, когда мы будем это различать и ценить, тогда мы будем замечать эту ненависть мира, мы будем замечать, как мы сами себе противостоим. Это противостояние бывает каждый день, каждое мгновение нашей жизни. Борьба не прекращается, и каждый из нас естественным образом является воином Христовым.

Сегодня память святителя Николая Чудотворца, этого великого угодника Божьего, которого мы так сильно любим. Мы так искренне и истово молимся ему иногда даже упоминая чаще, чем Бога и Царицу Небесную, потому что мы знаем, что он – скорый защитник и заступник, помогает нам и откликается на нашу молитву, иногда даже не благоговейную молитву, но откликается и помогает нам.

В контексте слышанных нами сегодня слов Христа Спасителя о любви к Богу и любви к миру, задумайтесь, а почему мы любим святителя Николая? Да потому что он любил Бога, а не мир. Добродетели, которые были в его жизни земной они от Бога, не от мира. И любя этого человека, его личность, мы должны задуматься, а не является ли эта любовь поверхностной? Ведь нам нравятся чаще голливудские образы героев, которыми мы восхищаемся, но которым мы, к сожалению, не стремимся подражать. И речь не о тех “киношных” героях, речь о наших героях духа, таких как святитель Николай. Нам приятно видеть образ этого великого подвижника благочестия, героя духа. Но нам неприятно повторять его образ жизни, поэтому на самом деле мы любим фантастического героя, но не героя реального, подвиг которого бы мы совершили. Мы любим поудивляться и на этом завершить наше внимание к той или иной персоне, даже к персоне святого человека. В этом, дорогие мои, наше греховное лукавство, свидетельство нашего несовершенства, наш самообман. Мы любим других за их подвиг, а сами повторять его не хотим.

Дорогие мои, будем стремиться к тому, чтобы наша любовь к Богу, Царице Небесной и к святым угодникам Божьим, в том числе к святителю Николаю Чудотворцу, была деятельной. Мы в жизни так часто произносим нашим детям и родителям слова “любим”, “люблю”, но, к сожалению, часто никакого содержания за этими словами не бывает. Нам легко их произносить, но делать мы ничего не собираемся, и в этом наш грех. Поэтому, говоря о том, что мы любим Бога в нашей молитве, говоря о том, что мы любим святителя Николая, будем деятельно подтверждать нашу любовь таким образом, чтобы любить Его, Бога, и то, что Им создано – всякого человека. Будем проявлять деятельно нашу любовь и в ревностном посещении храма, в нашей регулярной исповеди и Причастии Святых Христовых Тайн, будем любить Бога и святителей Его, угодников Божьих через подражание их подвигу, через то, чтобы в нашей жизни каждый из нас совершал свои, пусть даже самые маленькие подвиги. И тем самым мы подтвердим любовь к Богу. Пусть молитвами святителя Николая, его предстательством у престола Божьего, Господь внушит нам совершенную любовь к Богу и совершенную любовь к ближним нашим.

Пусть эта, пока несовершенная, любовь начнется с того, что мы к тем людям, которым сделали неприятность и какое-либо зло, придем и первыми скажем: “Прости меня”. Пусть и этим измеряется наш подвиг; пусть мы благословим тех, кто до сего дня делает нам зло, а мы помолимся за них и пожелаем им добра. И в этом и будет наш христианский подвиг. Пусть через ту ненависть, которую мы вызовем со стороны греха и диавола, мы будем удивляться тому, как это соответствует ненаписанным строкам из жития святителя Николая Чудотворца, ибо в написанных строках жития только то, что относится к славе Божьей. Сам жанр жития не предполагает описания тех страшных борений и мучений, которые испытывает человеческая душа, человеческая личность в борьбе за Бога и правду, но эта борьба есть, и мы можем чувствовать ее. Пусть то ненаписанное в житии святителя Николая, и то ненаписанное в нашем житии, поскольку многие из наших добродетелей неизвестны окружающим людям, только Богу и нам, служит тем малым совпадением с тем великим житием святителя Николая.

Пусть его предстательство и молитвы будут для нас сильнее, ведь он будет видеть, что мы стремимся ко Христу, и он будет помогать, зная, что это принесет нам пользу. Молитвами святителя Николая, молитвами и предстательством всех святых угодников Божьих, которым мы молимся и просим о помощи и защите, пусть Господь Воскресший тридневно и даровавший нам жизнь вечную, давший нам все необходимое для нашего спасения, наипаче Его Святую, Соборную и Апостольскую Церковь наш спасительный удел, пусть все это в совокупности спасает нас и создает то необходимое счастье, ту необходимую радость, которая не от мира сего, а от Бога, который любит нас и желает нашего спасения. Аминь.

Христос Воскресе!

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в храме в честь святого великомученика и победоносца Георгия с. Пригорское