Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

Свято-Успенский кафедральный собор

30 мая 2021 года, г.Смоленск

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, Христос Воскресе!

Святая Церковь в сегодняшнем евангельском чтении (Ин., 4, 5–42) предлагает нам к слышанию повествование о беседе Христа Спасителя с самарянкой – жительницей той страны, которая почитала Бога по-своему, и это богопочитание не совпадало с тем богопочитанием, которое было в Иудее. Но Господь, встретивший эту женщину в полдень у колодца, который построил праотец Иаков, не укоряет ее в ненадлежащем богопочитании.

Как вы обратили внимание, Господь не укоряет эту женщину за её личную жизнь. Он не осуждает её за то, что у нее было пять мужей и за то, что она прожила жизнь так, как это предписывали законы и традиции, в которых она выросла. Она, по всей видимости, старалась жить честно настолько, насколько ей позволяли внешние обстоятельства и тот голос совести, который и определил суть беседы, свидетелями которой сегодня явились и мы с вами.

Обратите внимание: Господь встречает незнакомую женщину, и, в свою очередь, незнакомая женщина ведет беседу с представителем иного народа, понимая, что, в принципе, такой беседы не должно было быть. Но внутренний голос этой женщины определяет суть беседы, которая очень быстро становится беседой о религиозных вопросах.

Сравним, дорогие мои, эту женщину-самарянку с современной нам женщиной её возраста, прожившей достаточное количество лет, имеющей значительный жизненный опыт и занятой решением собственных бытовых вопросов. Очень скоро мы поймем, что не всякую нашу с вами современницу, да и современника, можно легко склонить к обсуждению темы веры в Бога.

К сожалению, темы наших с вами бесед – не о Боге. Это определяет суть нашей жизни. Это указывает на то, что мы не ищем в нашей жизни Бога. Будучи заняты нашими естественными, необходимыми делами, которые обеспечивают нашу жизнедеятельность и жизнь нашей большой семьи, мы не задумываемся о Боге, мы заняты чем-то другим.

Эта женщина, самарянка, пришла к колодцу в жаркий полдень, что значит, что до этого времени она была занята иными очень важными делами, которые не позволяли ей прийти к колодцу раньше. Она пришла к колодцу в сорокаградусную жару, чтобы набрать воды и принести её домой, пришла в то время, когда члены ее семьи отдыхали: ведь на Востоке принято отдыхать в полдень, в самую жару, после раннего подъема и активных трудов. И вот, она встречает Бога на своем пути, встречает Его в тот момент, когда ничего сверхъестественного не должно было произойти. Но Бог пришел, Бог говорит с ней и указывает ей на подлинную воду, которая избавляет от жажды на долгое время, которая насыщает и дает полноту, обеспечивает всем необходимым и делает человека более совершенным.

Мы ясно осознаем, что эта вода – благодать Святого Духа, употребляя и вкушая которую, мы духовно, душевно и телесно насыщаемся. Эта вода является для нас тем необходимым средством и той пищей, в употреблении которой мы с вами так нуждаемся. Господь указывает самарянке, что мы все, и она, в том числе, нуждаемся в Живой воде – в благодати Божией. Самарянка начинает беседу об истинном богопочитании, поскольку Господь ей указывает на причины и источник этой духовной, Живой, воды.

Мы с вами понимаем, что эта самарянка религиозна, что она все время о Боге и об ожидании Мессии, Который спасет человечество. Именно поэтому, когда Господь говорит, что Он и есть Мессия, она, не требуя никаких иных подтверждений, мгновенно верит в Него. Эту веру она несет жителям своего города, сообщая им, что пришел Мессия, и она встретила Его. Обратите внимание: народ не требовал никаких иных подтверждений. Как мы слышали в Евангелии от Иоанна: “И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала” (Ин., 4, 39). Они поверили этой женщине, а значит, она была чрезвычайно авторитетна среди народа. Ей поверили потому, что она была благочестива: по Ветхозаветному Закону ей, по всей видимости, можно было вести тот образ жизни, который она вела. Поэтому Господь не укоряет ее: она чиста перед Богом, она – верующий человек. Она убеждает народ силой той веры, которую укрепил Господь, сидя у колодца Иакова. Через ее веру и народ стал верующим.

Дорогие мои, так ли происходит в нашей жизни? Выйдя из храма, являемся ли мы проводниками веры в Бога? Свидетельствуем ли мы о вере, носителями которой являемся, нашими словами и нашими поступками? Может ли иные люди, находящиеся рядом с нами: члены семьи, соседи, коллеги, глядя на наш образ жизни и на наши слова, стать верующими людьми?

Пусть каждый из нас задаст себе этот вопрос, глядя на образ скромной женщины, которая привела к вере целый город, в котором жила. Пусть каждый из нас укрепления своей личной веры, для того, чтобы эта вера стала той водою Живою, которой мы могли бы поделиться с окружающими людьми, и они смогли бы насыщаться ею – жаждет благодати Божией в большей степени, чем даже той воды, которую мы ежедневно, вновь и вновь, употребляем, нуждаясь в этом естественным образом, но насыщаясь лишь на короткое время. Благодать Божия, которая проникает в наше сердце и в наш ум, делает нас более совершенными. Она дает нам те внутренние силы, которые способны противостоять греху, мотивируют нас к человеческому подвигу, укрепляют наши духовные, душевные и телесные силы, опираясь на которые, мы могли бы с вами, если бы принимали эту благодать и жаждали бы ее, как жаждали этого угодники Божии, может быть даже повторить подвиг святых.

Жития святых – это не фантастические истории. Это реальный пример того, как человек в жажде благодати получает ее и сохраняет как драгоценный дар, нося и преумножая который, получает все необходимое в своей жизни и понимает, что все остальное несущественно, все вторично. Первичен только Бог и та жизнь, которую Он дает. Тогда человек понимает, насколько важно, чтобы и иные люди стали причастниками этой жизни, чтобы и они вкусили Живой воды. Тогда человек говорит: “Для этого я должен являть пример того, как сам живу по-христиански. Через этот бы пример и через то слово Божие, которое я могу возвещать людям, и окружающие смогли бы стать причастниками благодати”.

Дорогие мои, образ благочестивой самарянки укоряет нас, поскольку выявляет наше несоответствие тому высокому христианскому званию, к которому мы призваны и которое носим, именуя себя христианами.

Пусть каждый из нас, глядя на эту скромную женщину, стремится к истинному богопознанию, которую Господь открывает нашему сердцу и нашему уму, поскольку современные условия нам дают возможности к тому, черпать эту благодать свободно, приходя в храм Божий и становясь причастником Тела и Крови Христовых. Современные условия позволяют нам доступно получить Священное Писание, Слово Божие – источник Божественной благодати, содержащий в себе прямые слова Господа.

Имея возможность к истинному богопознанию, не будем отвергать себя от этого благодатного колодца. Будем приходить и в полдень, и в полночь, и в иные минуты нашей жизни, молясь Богу и преклоняя колена сердца пред Ним, как можно чаще приобщаясь к Источнику благодати – Богу.

Пусть образ самарянки учит нас неленостно служить Богу и через совершение нашего с вами подвига проповедовать окружающим людям то Божие спасение, которое Он даровал, придя в этот мир, сообщив нам все необходимое для нашего восхождения на Небо. И через подвиг добровольной смерти на Кресте, через Свое Преславное Воскресение, через сошествие благодати Святого Духа, Он сообщил нам ту благодать, причастниками которой мы легко можем быть, как только пожелаем и приготовим себя к этому.

Пусть Преславное Божие Воскресение, которое мы продолжаем праздновать в эти дни, наше участие в богослужениях, наше участие в Таинствах Исповеди и Причащения, которые возможны через вхождение в Церковь Божию Таинством Крещения – пусть все это в совокупности насыщает нас духовно, делает нас совершеннее. Пусть каждый из нас, наполненный этой благодатью, следует по тому пути, который Господь определил ему в жизни; стремится к тому подвигу, который каждый из нас должен совершить; преодолевает жизненные испытания и стремиться к той судьбе, которая бы привела к тому единственному, к чему должна приводить – к нашему поклонению в духе и истине, к богопочитанию и прославлению Господа. Пусть все святые угодники и эта благочестивая самарянка будут нам тому примером. Аминь.

Христос Воскресе!

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне