Обновления

Слово архипастыря в День Святого Духа в городе Духовщина

Главная > Проповеди > Слово архипастыря в День Святого Духа в городе Духовщина

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в День Святого Духа в городе Духовщина

21 июня 2021 года

Храм Святого Духа в городе Духовщина

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, Святая Церковь неизменно, с самого начала своего существования, когда благодать Святого Духа сошла на  святых апостолов, отмечала праздник в честь Бога Духа Святого. На следующий день после празднования Дня Святой Троицы Церковь предлагает особым образом помолиться Богу Духу Святому, одному из Лиц Святой Троицы, в Едином Существе прославляемого Бога. Господь наш, Иисус Христос, говоря о действии на нас Бога Духа Святого, употреблял следующие слова: “Егда же приидет Утешитель, егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне” (Ин., 16.7–8). Благодать Божия, действующая посредством сошествия благодати Святого Духа на учеников, святых апостолов, и действия, которые производит Бог Дух Святой в нашем сердце – это тот способ нашего единения с Богом, который нас направляет и возводит в Царство Божие.

Святой апостол Павел, рассуждая о действии Святого Духа, говорил, что каждый из нас призван стать причастником Божьего естества. Что означают эти сокровенные, непонятные мирскому сознанию слова? Святые толкователи следующим образом изъясняют это сложное место Священного Писания: невозможно никакой твари человеческой и иной каким-либо образом означать столько же, сколько значит Естество Божье, поскольку тварное несопоставимо с нетварным, Божественным. И никакое тварное не сможет само по себе совокупиться с нетварным, поскольку сгорит в этом Божественном огне.

Но, говоря о причастности Божьему естеству человека, святой апостол Павел имеет в виду человеческую природу, созданную по образу и подобию Божьему, для которой естественным образом Господь при творении человека, в самом начале, предусмотрел возможность воздействия на эту сотворенную Им человеческую природу благодати Святого Духа. Именно эта, наша с вами человеческая природа, изначально в Богом задуманной перспективе была реализована как та, которая способна бывает к тому, чтобы эта нетварная, Божественная, вечная благодать могла каким-то образом входить в тесное единение с тварной, тленной человеческой природой.

Именно об этом говорили древние святители, особенно святитель Григорий Нисский, родного брата святителя Василия Великого, написавший в IV веке труд о природе человека. Святые Отцы говорили о том, что Бог, сотворив человека, изначально предполагал такой способ единения с ним, как вочеловечение.

Поэтому Божественный Логос, Вторая Ипостась Святой Троицы, Сын Божий, воплощаясь, соединил в Себе неразлучно и нераздельно нашу с вами человеческую природу. Эта связь никем и ничем никогда не может быть поколебима – она навсегда во Христе Иисусе. Богочеловечество неразрывно, и тем самым неразрывна с Богом наша сопричастность Ему. Это трудно понять человеческому рассудку, так же, как трудно понять как Бог, Личность Бога Духа Святого, Своей Силою воздействует на род человеческий. Как это нетварное, вечное, непреходящее, неизменяемое – неизменяющаяся благодать Божья – может воздействовать на нашу тварную природу? Это непостижимо для тварного человеческого ума, но для нас с вами и не требуется постигать глубины Божии. Для нас с вами требуется всей глубиной нашего сердца отвечать на призыв Божий. И этот ответ на призыв Божий является нам в нашей искренней вере в Бога. В вере в то, что Бог  Отец Бог, Сын и Бог Дух Святой – Три самостоятельных Личности в Единой Природе, неделимой, равнозначной, равнобожественной, неизменной. И неумалимы Один перед Другим. Для нас, конечно же, это является предметом веры, потому что никакое самое точное знание, никакая самая высокая наука  неспособна это измерить, поскольку нет таких линеек, которые могли бы измерить естество Божье. Нет, и никогда не будет никаких инструментов, которые могли бы измерить глубину Божьей мудрости. Все, что связано с тварями Божиими  и с человеком – все конечно: если имеет начало, то имеет  и конец. А у Бога все бесконечно и не имеет начала, и не имеет конца. Это невозможно представить, но это могут представить те, кто занимается высшей математикой и физикой в соответствующих институтах. Но и они лишь отчасти могут это понимать, имея в виду, что бесконечность означает, как минимум, начало, и бесконечный ряд, так или иначе – не есть совершенство, поскольку несопоставим с безначальностью Божьей.

Мы принимаем на веру то, что касается Бога. Эта вера – не поверхностное состояние нашего рассудка, это наше глубокое убеждение, поскольку оно подтверждается нашими сердечными чувствами. Это убеждение таково,  что всякому верующему человеку не нужно доказывать бытие Божие, поскольку верующее сердце знает о Его присутствии, поскольку верующий ум осознает Его всегдашнее воздействие на душу человеческую. Наша с вами вера имеет глубокий рассудок, это рассудок не телесный, а духовный, и через это рассуждение мы постигаем действие Божие на весь человеческий род и человеческий мир. И даже то, что мы постигаем, уже настолько глубоко и невообразимо, что никакое иное знание не может быть сопоставимо с этим совершенным знанием о Боге.

Поэтому, дорогие мои, в высказывании святого апостола Павла о том, что мы можем быть причастникам Божьего естества, содержится свидетельство о совершенства Бога, воздействующего на человеческую природу. Это совершенство проявляется в явных, простых, предметах, к которым относятся Таинства Тела и Крови Христовых, когда Бог, пришедший на землю Своей Божественной силой установил это Таинство, преломив хлеб и благословив вино и указав на то, что “приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов” (Мф., 26.26).

Ни одному ученому невозможно постичь это Божественное благословение. Невозможно постичь эту власть, имея которую, Бог, сотворил землю и небо и самого человека. Этой властью Он указал на то, что “это Мое тело, это Моя кровь” и учредил величайшее, несопоставимое ни с чем Таинство Евхаристии. И мы с вами, созданные по образу и подобию Божиему, можем быть причастниками Божиего естества. Мы с верою, благоговением и смирением перед Богом принимающие в свои уста эти освященные во время совершения Таинства Тело и Кровь Христовы, верим, что это – в подлинном смысле Кровь Христа Спасителя и Его Тело, и мы в подлинном смысле получаем обожение, становимся в буквальном смысле родными Христу и Богу, Спасителю нашему,  становимся сотелесниками друг другу. И тем самым являем собой природу Церкви, единство верующих людей в Господа нашего Иисуса Христа в благодати Бога Духа Святого, воздействующего на наши сердца. И эта совокупность верующих в Бога людей неразрывна в Божественной любви, которую Господь дает каждому из нас и благодаря которой мы совершаем наш человеческий подвиг, который мы бываем способны совершать только благодатью Божьей. Этот подвиг намного сильнее подвига без помощи Божьей, и все наши великие подвижники веры и благочестия совершали их подвиг силой Божьей, потому что Бог не в силе, а в Правде.

Святой благоверный князь Александр Невский, 800-летие со дня рождения которого мы отмечаем в этом году в нашем Отечестве, говорил: “Не в силе Бог, а в правде. Иные  – с оружием, иные – на конях, а мы Господа Бога нашего призовем!”.

В этом прославлении Божием, в этом нашем естественном стремлении быть в единстве с Богом есть суть Церкви Божией. Мы с вами все – Единая Церковь, все мы родственники во Христе будучи причастниками Тела и Крови Христовых. Мы все, каждый из нас, несем ответственность друг за друга. Даже если мы не родственники по паспорту, мы несем ответственность за то, чтобы никто нас не соблазнил других своими грехами и поступками, чтобы каждый из нас дал пример ближнему, чтобы проявил любовь в трудную минуту. Мы слышали сегодня в Евангелии от Матфея, что если кто-то из нас не являет эту любовь к ближнему, если он не приближается к Богу, если не открывает двери своего сердца воздействию благодати Божией, то Господь отсекает такого человека и Господь называет такого человека язычником и мытарем.

Будем бояться этого страшного приговора Божьего не быть Его чадом. Будем бояться самого страшного приговора Божиего: не быть частью Его Наследия, Церкви Божией. Для нас с вами отпадение от Церкви является духовной смертью, вечной погибелью, которая делает бессмысленной всю нашу предшествующую жизнь.

Поэтому, дорогие мои, будем с благоговением и страхом Божьим совершать наше с вами служение. Мы, священники, – священническое служение. А вы, миряне, со страхом совершайте ваше служение мирянина, очень ответственное и очень важное служение. Без вашего служения в Церкви и мире невозможно бытие этого мира.

Постараемся со всей ответственностью отнестись к нашему членству в Церкви Божьей. Будем молиться друг за друга, будем в благочестии и вере, как мы сегодня с вами слышали в Апостольском послании, призывать имя Божие со страхом. В нашем благочестии и в искренней молитве к Богу будем созидать Церковь, укреплять и преумножать ее, поскольку подрастающее, новое, поколение человечества нуждается в том, чтобы нашим примером они вошли в Церковь. Чтобы нашим примером они знали, что такое любовь к Богу и любовь к ближним, чтобы они понимали, что такое ответственное служение Отечеству. Это возможно лишь тогда, когда мы будем в жизни являть любовь, будем любить окружающих нас людей не на словах, а на деле, будем проявлять милосердие. Даже если мы молились не несколько часов, а лишь пять минут, пусть в эти часы, в которые мы ленимся помолиться, мы совершим какое-то доброе дело. Постараемся честно относиться к окружающим нас людям, постараемся быть достойными гражданами нашего земного Отечества, коим был святой благоверный князь Александр Невский, память которого мы в этом году отмечаем.

Через наше добросовестное служение Церкви и Отечеству соделаем себя достойными нашего Небесного Отечества. Господь, Отец наш Небесный, ждет каждого из нас в Вечном Царстве, где мы призваны прославлять Его и радоваться единству друг с другом в этом прославлении и в этой радости вечно царствовать с Господом Богом Отцом и Сыном и Духом Святым. Аминь.

С Праздником!

 

Главная > Проповеди > Слово архипастыря в День Святого Духа в городе Духовщина